|
Рассмотрите
открытый в графическом редакторе Paint
Строение
листа (правая кнопка
мыши: Сохранить объект как...).
С помощью кнопок на панели инструментов
графического редактора Paint раскрасьте рисунок
по типам и клеток и тканей. Для работы вам
потребуется сначала выбрать определенный цвет в
таблице условных обозначений с помощью
инструмента "Выбор цветов" ("Пипетка") , а после
этого с помощью инструмента "Заливка" закрасить
в соответствующий цвет клетки. Межклеточное
пространство и внутриклеточные пустоты мертвых
клеток должны остаться белыми. По окончанию
работы сохраните файл (пункт главного меню
"Файл" - "Сохранить").
Можно аналогичную работу проделать и с рисунком
строения корня. Варианты ответов:
лист,
корень. |
Мозговая
активность в норме и под действием кокаина
С помощью ПЭТ (позитронно-эмиссионной
томографии) могут быть получены карты активности разных
органов при определенных воздействиях. В данном задании
надо раскрасить (образцы цветов есть в файлах задания)
сравнить две ПЭТ-карты мозга -
нормальной
активности и активности
под
действием длительного употребления кокаина (рис.
по 3 Мб).
Это
замечательное задание (в аналоговом варианте)
предложено в проекте
Learn.Genetics
университета штата Юта (скачать
разработку занятия). |
Есть
фотография (или
эта) валуна (Красноярск,
заповедник "Столбы", столб Львиные
ворота, октябрь 2007 г.) на котором видны стадии
сукцессии на камне – голая скала, накипные
лишайники, кустистые лишайники и мхи, травы,
кустарники.
Выберите программу, при помощи которого можно
создать схему поверх фотографии, показав, где
какая стадия, а также градиенты факторов,
ограничивающих сукцессию (ведь фактически мы
видим относительно устойчивую систему, биоценоз,
который скорее воспроизводит, "портретирует"
сукцессию). |
Фотосинтетические
пигменты и спектры
Перестройте
в MS Paint
диаграмму (рис. слева) поглощения света
хлорофиллом а в схему, на которой
показаны тремя широкими стрелками, состоящими из
6-7 полос разного цвета каждая, потоки
падающего, поглощенного и отраженного света.
Перестроенная таким образом диаграмма наглядно
показывает, почему листья имеют зеленый цвет.
Вариант ответа.
Аналогичное
задание можно выполнить и для других
фотосинтетических пигментов (см.
инфограмму справа вверху на
английском и
русском языках и
файл с
характеристиками спектров поглощения разных
пигментов, а также спектральным составом
солнечного света и долей излучения, проходящего
через слой воды).
Для более точного
и удобного решения задач в интерактивном режиме стоит
воспользоваться моделью из
ИУМК "Экология. Конструирование биосферы"
(рис. справа внизу). |
Ортопантомография
– один из современных методов
рентгенологического исследования, проводится с
целью диагностики стоматологических заболеваний
и контроля эффективности проводимого лечения.
Ортопантомограмма (ОПТГ) – это рентгеновский
снимок, который даёт представление о состоянии
зубов, костной ткани челюстей,
височно-нижнечелюстных суставов, гайморовых
пазух.
Рассмотрите
ортопантомограмму. Найдите разные типы
зубов, подсчитайте их количество и процент от
исходного, оцените состояние; представьте
полученные данные в виде диаграммы. Какие из
зубов подлежат удалению и почему Вы так думаете?
Справа - один из рентгеновских снимков цветков,
которые сделал
Brendan Fitzpatrick.
Рассмотрите
фотографии из подборки на
сайте или в
архиве. Какие из них
наиболее эффективны в изучении биологии
растений? Выберите 2-3 самых эффективных.
Сравните с МРТ цветков -
на этой странице
ниже.
См. для сравнения великолепную
подборку старинных
рисунков по анатомии растений и атлас
Dodel-Port Atlas (1878-1883, рис. слева)
на
BibliOdyssey. |
Еще одна подборка рентгеновских снимков растений
и животных, раскрашенных в Фотошопе -
Arie van 't Riet, Нидерланды. См.
подборку на
сайте автора или в
архиве (а также
выступление на TEDxGroningen 2013).
Редкие рентгеновские снимки ящериц, птиц,
обезьян могут пригодиться и сами по себе. |
Учебный рисунок и цифровой
микроскоп
Всем
хорош цифровой микроскоп (или камера для
видеозахвата), но простота копирования
изображения и вывода на печать может похоронить
столь важный для биолога навык, как создание
учебного рисунка. Посмотрите приведенную пару
"фотография-рисунок" (с сайта
Zoologie), чтобы оценить, насколько это
важный навык.
См. также рисунок внешнего строения
саранчи перелетной
как самостоятельный художественный объект
(источник,
автор -
Paula Dută, Timisoara, Romania; к
уроку по насекомым).
Крайняя справа фотография поясняет, как
можно рисовать по клеточкам объемный объект (кликабельно,
отсюда, см. также
Scientific Illustration). |
Рассмотрите
микрофотографию кожи в
Фотоальбоме
и постарайтесь сделать учебный рисунок в
аналоговом варианте (карандашом) и
обработать в каком-нибудь мощном графическом
пакете до состояния учебного рисунка. Сравните с
возможностями работы на
планшете.
|
Пример того, как это может быть реализовано -
ключ к микрофотографии капли морской воды (источник):
1 - личинка краба,
2 - цианобактерии,
3 - диатомовые водоросли,
4 - веслоногие,
5 -
морские стрелки,
6 - икра рыб,
7 - морской многощетинковый кольчатый червь. |
Традиции такого обозначения
объектов идут от научных изданий позапрошлого века, в
которых цветные иллюстрации-вклейки
обычно
снабжались полупрозрачным листом
тонкой ("папиросной") бумаги с контурными изображениями,
номерами и подписями. Справа пример из книги
"The Royal Natural History" Ричарда Лидеккера (Richard
Lydekker. Volume 6. Published by Frederick Warne & Co
1896) - иллюстрация, посвященная мимикрии у насекомых, с
ключом на отдельном листе.
И
в завершение темы - пример использования учебного рисунка в рекламе.
На фотографиях – лайтбокс с рекламой одного из
учреждений московского общепита,
основанный на сочетании фотографии и почти учебного
рисунка. |
"Народная" анатомия
Интересные работы
можно найти у современных художников, черпающих
вдохновение в народных, фольклорных мотивах.
Справа два примера таких работ
– граффити об
анатомии кенгуру в Аделаиде, Австралия, в стиле
австралийских аборигенов (отсюда)
и стоматологическая
керамика
Heather Galler из Нью-Йорка (на сайте
художника много работ, посвященных анатомии и
других органов).
Было бы интересно продолжить ряд, например,
матрешками с особенностями строения органов
брюшной полости, панно в стиле Гжеля или
петрикивской росписи и т. п. |
Формула
цветка
vs
диаграмма
*О3+3
Т3+3П(3)
Жаль,
что из школьных программ исчезли диаграммы цветков - они значительно
более наглядны, чем формулы, и проще для
понимания. Особенно если есть такие
замечательные анимации, которые наглядно
показывают, как строятся такие диаграммы (gif-анимация
отсюда, есть и другие
МРТ-анимации по ботанике).
Источник ссылки. |
Также можно посмотреть другие
задания по "раскрашиванию" картинок: урок
"Деление клетки: митоз",
страницу Учебные
рисунки и карикатуры
и статью курса
"Информационная культура и/или компьютер на
уроке биологии"
Образ и звук на уроке биологии: удобство как
целесообразность
(
1
часть (лекции 1-4)) |
|
|
|
|