«Реальность,
именуемая Игрой, ощутимая каждым,
простирается нераздельно и на животный мир,
и на мир человеческий. Следовательно, она не
может быть обоснована никакими рациональными
связями, ибо укорененность в рассудке
означала бы, что пределы ее — мир
человеческий. Существование игры не связано
ни с какой-либо ступенью культуры, ни с
какой-либо формой мировоззрения. ... Игру
нельзя отрицать. Можно отрицать почти любую
абстракцию: право, красоту, истину, добро,
дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру
— нельзя.»
Й. Хёйзинга «Homo
Ludens» – «Человек Играющий»
Практически все
педагоги используют игровые моменты на уроках (и
большие, сложные
внеурочные игры) интуитивно, не
углубляясь в природу игры, ее происхождение,
роль в человеческой культуре – пожиная
конкретные плоды: повышение познавательного
интереса учащихся, возможность преподнести,
применить и закрепить знания в более яркой форме
и в менее
принужденной обстановке. Вместе с тем для
учителя, которому недостаточно только проводить
уроки, который ставит пред собой задачу развития
разных способностей (у учеников и самого себя),
игра является естественной стихией,
средой обитания.
Цель курса –
показать возможность использования игр разного
уровня и степени сложности на уроках биологии и
в других
образовательных событиях в школе. Как
правильно выбрать игру, какой обучающий
результат может быть получен, что в опыте
педагога поможет (а что может помешать) в
конкретной игропрактике и какое приращение сам
учитель сможет получить в выбранной игре – вот
основные вопросы, стоящие перед курсом. Он – не
формальная энциклопедия (сродни средневековым
бестиариям); это своего рода
«примерочная», в которой можно подобрать игровые
навыки, которые будут «к лицу» нажитому
педагогическому опыту. Каждая лекция, кроме
описания определенного класса игр и способов
работы с ними, акцентирует внимание на каком-то
одном из свойств игры: юморе, таинственности,
азарте, элементе напряжения и др. В курсе
представлены разные по продолжительности (от
нескольких минут до нескольких месяцев), охвату
материала (от абзаца параграфа до полного курса
и междпредметного проекта) и направленности
игры, объединенные биологической основой и
игровым началом как свободной, активной,
самоподкрепляющейся деятельностью, стоящей над
всем тем, что разделяет людей в их повседневной
жизни.
1.
Игра: понятие, свойства, история. Урок и
игра
В первой лекции
дается анализ игры как явления культуры по книге
Й. Хейзинги «Homo ludens», рассматриваются общие
свойства игры, которые применяются к уроку как
сложной, многоуровневой и разноплановой игре,
точнее – комплексу очень разных игр. От
примера конкретного урока по высшей нервной
деятельности человека предстоит перейти к
классификации игр и оценке игрового начала в
разных типах уроков, а также проанализировать по
принятой в курсе схеме несколько игр, в т.ч.
игровой элемент для практической работы по
факториальной экологии.
2. Логические игры и биологические задачи
Развитие логического
мышления неразрывно связано с формированием и
развитием речи, второй сигнальной системы,
а эволюция речевого общения неотделима от
логических игр разного
уровня: от парадоксов, апорий и силлогизмов до
организованного спора и дебатов. Поэтому
логические игры эффективны в формировании
учебных умений, в т.ч. проверяемых ЕГЭ –
выявлять причинно-следственные связи
биологических событий, обобщать, анализировать и
сравнивать. Кроме того, в лекции рассматривается
связь между играми и юмором, смехом как одной из
важнейших эмоций.
NB. Порнопьеса
"Треугольник" о логических играх (там и
биологические есть - задачи по кладистике,
как эта)
3.
Эрудиционные и экспертные игры на уроке/вне
урока
Игры, в которых
ведущая роль отводится эрудиции, весьма
разнообразны: от кроссвордов, скрэба до
популярных телешоу («Своя игра», «Первый
миллион», «Что? Где? Когда?»). Насколько
эффективно их применение в преподавании
биологии, к каким трудностям и ошибкам надо быть
готовым?
NB.
"Суд над флогистоном",
рис. к вопросу "ЧГК" о фильме (отсюда)
4.
Пространственные игры: от трехмерной задачи к
биологическому действу
Развитие
пространственно-образного мышления: переход от
схемы, чертежа, карты к реальному объекту – и
обратно, к моделированию процесса или явления
через движение, действие с
трехмерным объектом
– не только важная развивающая цель процесса
обучения, но и букет интересных биологических
задач и игр от
молекулярного и эмбриологического
оригами до постановки мини-шоу о нейронных
цепочках или о митозе и мейозе.
5. Вероятностные (азартные) игры vs
стратегические игры
В лекции
рассматривается роль случайности в механизмах
формирования поведения и того, как
стратегические игры (или их отдельные элементы)
могут быть применены на уроках (на примере
карточной игры
"Gene Pool"
и других - и настольной игры
«Эволюция» как модели «биологической
гонки вооружений» и введения в генетические
алгоритмы).
NB.
Настольные игры
6.
Ролевые игры: выход за рамки себя и урока
Несмотря на явную
внеурочность большинства ролевых игр (среди
исключений – настольные игры с ролевым
элементом, например,
«Пандемия»,
моделирующая борьбу с эпидемиями), на их основе
возможны весьма нетривиальные межпредметные
проекты. Процесс создания и проведения таких игр
(пример с сюжетом, построенном вокруг
экологической катастрофы на острове,
рассматривается в лекции) может дать учителю
возможность взглянуть на свою педагогическую
деятельность с новой точки зрения: ведь
традиционные дидактические инструменты в такой
игре недоступны.
NB.
"The Gamers",
урок чешского по ролевой игре (3,7 Мб)