Цель работы: Выявить признаки класса
Насекомые во внешнем строении разных представителей класса.
Оборудование: компьютерный класс,
подключенный к Интернет,
виртуальный электронный микроскоп, интерактивная инструктивная веб-карточка
(эта страница).
Ход работы.
1.
Рассмотрите на коллекционном объекте,
фотографии или
схематическом изображении внешнее строение
майского жука.
-
Обратите внимание на отделы тела (голову, грудь и брюшко).
-
Найдите и рассмотрите на голове глаза, усики,
ротовой аппарат.
-
Выявите особенности строения ног насекомого, определите,
сколько их и на каком отделе тела расположены. Найдите тазик,
вертлуг, бедро, голень и лапку (схематический рис.
тут);
определите, из скольки члеников состоит каждый отдел конечности.
-
Рассмотрите крылья жука, определите их число, особенности
строения и расположения.
-
Найдите у жука брюшко, определите, из скольких члеников оно
состоит.
-
На одной из фотографий ниже найдите дыхальца,
которыми открываются трахеи жука.
Используйте одну из фотографий как основу для
учебного рисунка, сделав к ней обозначения в любом графическом редакторе.
В качестве образца
познакомьтесь с учебным рисунком, на котором показано внешнее строение
саранчи перелетной
(источник).
Чем отличается внешнее
строение саранчи от майского жука? назовите три основных отличия.
2.
Рассмотрите внешнее строение москита (сайт
Денниса Кюнкеля).
-
Рассмотрите отделы тела москита (голову, грудь и брюшко).
-
Найдите и рассмотрите в увеличенном изображении глаза, усики,
ротовой аппарат (сравните с ротовым
аппаратом комара).
-
Рассмотрите строение ног насекомого.
-
Рассмотрите крылья москита, определите их число, обратите
внимание на особенности строения, на недоразвитую вторую пару крыльев.
3.
Работа с
виртуальным электронным микроскопом, изучение поверхности тела
насекомых.
Откройте страницу по ссылке, под приведенным справа
рабочим окном для вывода изображения и панелями его настройки
расположен список для выбора объектов. Выберите в этом списке
название какого-либо насекомого, и настройте изображение при помощи
панелей
“Focus” (Резкость), “Contrast” (Контрастность), “Brightness” (Яркость),
“Magnification” (Увеличение). Рассмотрите изображение так, как
работали бы со световым микроскопом. Обратите внимание на
особенности покровов тела разных насекомых, подумайте, с чем связаны
различия в строении покровов тела.
4. Рассмотрите
изображения
нескольких насекомых. Ответьте на вопросы
(в тетради или текстовом файле):
-
Какие общие черты строения
присущи всем приведенным насекомым?
-
Каковы отличия в строении
крыльев, с чем они связаны?
-
Какие насекомые из
приведенных относятся, по-вашему, к
зрительному типу (преобладающая роль зрения
в ориентации), а какие – к обонятельному?
Как вы это определили?
-
Каковы особенности покровов
тела разных насекомых, с чем они связаны?
5.
Какие отделы тела и органы обозначены цифрами на
изображении
плодовой мушки Drosophila melanogaster? Запишите, что обозначает
каждая цифра.
Вывод. Ответьте на
вопрос: «Чем отличается внешнее строение насекомых (на примере майского жука и
плодовой мушки) от ракообразных (на примере речного рака)?»
Дополнительные
задания.
Рассмотрите строение
жука-плавунца. Какие особенности строения связаны с образом жизни этого
насекомого?
Как вы думаете, на
фотографии майского жука самец или самка? почему вы так думаете? |