Учебник
по общей биологии для
профильных классов.
"Биология-10: молекулярная и клеточная биология"
написан в 2009 г. в
соавторстве с М.С. Кондратовой, участвовал в
украинском конкурсе учебников для 12-летней
школы (с издательством "Ранок"), но... не
победил. Теперь
авторы ищут издателя: очень уж
нравятся заложенные в него идеи и подходы (логика
построения, вопросы, задания, проектные и
ИКТ-шные задачи).
Примеры содержания параграфов:
Урок 8.
Липиды
Урок 9. Углеводы
Урок 10.
Нуклеиновые кислоты. Структура
Облако
тегов к параграфу
Урок 14.
Метаболизм.
Фотосинтез
Из авторского
вступления:
Дорогие ребята, у
вас в руках учебник по биологии для 10 класса по
профильной программе. В этом году вы будете
изучать строение и функционирование живых систем
на наиболее фундаментальных уровнях – клеточном
и молекулярном. Это один из самых интересных, но
в тоже время и самых трудных разделов
современной науки. Для того. чтобы разобраться в
молекулярной логике живого, вам понадобятся
знания не только биологии, но химии и физики.
Особенность изучаемого материала, его
разнообразие и сложность определили структуру
нашего учебника.
В первом, вводном разделе учебника
устанавливаются критерии, отличающие «науку» и «ненауку»,
а так же детально рассматривается основной
вопрос биологии – критерии различия между живым
и неживым. Во втором и третьем разделах
анализируется элементарный и молекулярный состав
биологических систем, описываются основные
классы неорганических и органических соединений,
входящих в состав живой клетки. В четвертом
разделе разбираются основные биохимические
процессы и молекулярные превращения,
происходящие в живой клетке. И наконец, в
заключительном разделе описывается строение и
функционирование клетки как целостной
самоорганизующейся системы. Приложением к
основным темам учебника дан краткий очерк
истории и методов молекулярной биологии.
Для того, чтобы дать возможность прикоснуться к
«научной кухне», каждый параграф начинается
вопросом,
поставленным в виде описания результатов
реального научного
эксперимента, имеющего отношение к
изучаемой теме. Не ищите правильный ответ в
тексте учебника, почувствуйте себя ученым,
исследователем – предложите собственное
объяснение. Не страшно, если в конечном счете
оно окажется далеким от истины (и у настоящих
ученых такое бывает сплошь и рядом). Цель этого
задания – не проверить вашу эрудицию и умение
ориентироваться в тексте, а побудить вас
задумываться, размышлять, выдвигать
предположения и проверять их: именно из этого
складывается любая научная деятельность.
-
Каждый параграф
имеет рубрику «Молекула
параграфа», в котором описывается
структура и функции интересной биологической
молекулы, связанной с рассматриваемыми в
параграфе вопросами.
-
В рубрике
«Термин параграфа»
детально разбирается важный биологический
термин: изучение любой науки в чем-то похоже
на изучение иностранного языка и требует
соответствующего словаря.
-
Рубрика
«Это важно»
содержит дополнительную информацию и научные
факты по рассматриваемой теме, часто –
прямые цитаты из научных и научно-популярных
статей.
-
Рубрика
«WWW»
подскажет вам тематические страницы во
Всемирной компьютерной сети.
-
Кроме того, в
параграфах есть задания по работе с
компьютерными программами (рубрика
«ИКТ»),
позволяющие самостоятельно применить
информационные технологии к решению
биологических задач.
-
Для того, чтобы
обратить внимание на важные для понимания
моменты, предлагаются
задания в
самих параграфах; но
основные вопросы вынесены в
его конец (и сгруппированы по сложности:
I – те,
на которые можно найти ответ в самом
параграфе, II
– вопросы, в которых нужно применить
известный материал,
III – сложные вопросы с
неочевидным решением). Кроме того, есть
творческие задания
для самостоятельной или групповой работы,
предполагающие длительное выполнение в виде
учебного проекта.
Мы надеемся, что наш
учебник станет вашим верным проводником по
необыкновенному миру молекулярных взаимодействий
и превращений, определяющих облик всего живого
на Земле – от зеленого цвета листвы до
способности человека чувствовать себя счастливым. |