|
Проектно-ролевая игра "Биотехнология, генетическая инженерия:
финансирование научных разработок" представляет собой модель системы
отношений государственных, коммерческих, общественных организаций и
частных лиц при финансирование научных проектов в условиях рыночной
экономики и открытого, демократического общества.
В основе игры лежит следующий сюжет. Комиссия по финансированию научных
разработок (государственная или частная) объявляет конкурс грантов на
прове-дение научных исследований в области генной инженерии и
биотехнологии, имеющих практическую, прикладную направленность.
[Грант - средства, безвозмездно передаваемые донором
(фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом)
коллективу (группе исследователей, некоммерческой природоохранной
организации) или частному лицу для выполнения конкретной работы. В
отличие от займа, грант не нужно возвращать. Обычно грантодатель
оговаривает условия предоставления и порядок финансирования, отчетность,
которую необходимо предоставить по окончанию проекта, авторские,
имущественные и прочие права на результаты выполнения проекта (если
таковые предусматриваются).]
Коллективы исследователей и отдельные ученые подают к установленному
Комиссией сроку заявки с описанием проектов исследований и разработок, а
также бюджетов проектов по установленной Комиссией форме. Для решения
вопроса о финансировании разработок проводится заседание Комиссии по
финансированию, на котором авторы заявок на гранты проводят презентацию
проектов, отвечают на вопросы Комиссии, а также присутствующих
представителей общественности (общественных, в т.ч. природоохранных
организаций, религиозных конфессий, политических партий, средств
массовой информации и т.п.). По результатам обсуждения Комиссия
принимает решение о полном или частичном финансировании отдельных
проектов, получение которого и является победой в игре.
Проектно-ролевая игра рассчитана на учащихся 11 классов
общеобразова-тельных школ, лицеев, гимназий, колледжей разного профиля (детально
адаптация игры к профилю учебного заведения будет рассмотрена ниже, см.
Раздел IV. Возможности усложнения и упрощения игры).
В игре могут принимать участие ученики одного или нескольких классов, в
зависимости от уровня подготовки, познавательно-го интереса и
особенностей преподавания биологии в учебном заведении. Общая
продолжительность игры (от объявления цели, задач и структуры игры до
подведе-ния итогов) - 2-3 недели. Базовый предмет - биология,
осуществляется интеграция с информатикой, литературой, основами
правоведения, основами экономических зна-ний. Оптимальное время
проведения игры- ноябрь-декабрь, когда тема "Селекция и биотехнология"
уже изучена, но активная подготовка выпускников к областным олимпиадам и
поступлению в ВУЗы еще не началась.
Вводная информация. Учитель биологии, проводящий игру, определяет
важные стартовые условия:
1. Страна, с которой происходят игровые события. Это может быть
Украина или Россия (что предпочтительнее, т.к. легче моделируется
общественно-политическая и экономическая ситуация, правовой,
законодательный фон, участники лучше представляют религиозные взгляды
населения), страна с развитой экономикой (США, Великобритания, Германия),
развивающиеся страны.
2. Статус Комиссии по финансированию: государственная, частная (личный
благотворительный Фонд, отечественный или иностранный), акционерная (представи-тельство
крупной корпорации, заинтересованной в расширении сфер деятельности),
общественная (некоммерческий Фонд партии, общественной организации,
этнической общины и т.п.). От выбора этого условия зависят приоритеты
исследований, а то и само содержание проектов (например, нельзя
предлагать проект выведения устойчивой к вытаптыванию и вредителям
конопли государственной структуре или выведения новой породы свиней с
высоким уровнем алкооголя в крови - мусульманскому фонду). Оптимальный
вариант - частный благотворительный Фонд, при наличии углубленного
обучения - корпорация соответствующего профиля (медицинская или
фармацевтическая фирма, сельскохозяйственный концерн, предприятие
пищевой, легкой промышленности, др.). Можно предусмотреть общие объемы
финансирования, а также особенности документации Комиссии (требования к
проектам, бланки заявок на гранты, проектов бюджета).
3. Приоритеты и акценты игры: чисто на материале биологии (основное
внимание научности и реализуемости проектов, а также учету их
последствий для окружающей среды); биолого-экономическая направленность
(осуществимость проектов в сочетании с соотношением затрат и прибыли);
биология с информатикой (электронные презентации, размещение проектов на
сайтах Интернет); биология и общество (акцент на обсуждении проектов с
различных позиций, освещение в СМИ), др.
4. Контингент участников (один или два класса),
временные рамки всех этапов игры, своё место в ролевом этапе:
непосредственное участие в одной из объявленных ролей, участие как
консультанта ("за всех") или оппонента ("против всех"), организационная
роль без непосредственного вмешательства по ходу заседания Комиссии.
Все решения учитель биологии принимает самостоятельно или с коллективом
единомышленников- коллег, участникам игры (ученикам) они предъявляются
как неизменяемые данные.
При необходимости и возможности учитель может пригласить в качестве
научного консультанта сотрудника НИИ соответствующего профиля,
преподавателя высшего учебного заведения, студента-старшекурсника (как
для консультирования на этапе подготовки проектов, так и для участия в
заседании Комиссии по финансированию). С консультацией можно также
обращаться (при наличии доступа и опыта работы в Интернет) к
специалистам, работающим в других городах, однако это требует
тщательного предварительного согласования и времени.
Роли и проекты, виды деятельности участников игры.
Первые две группы участников являются необходимыми (без них игра просто
невозможна), остальные - желательными для реализации возможностей,
заложен-ных в идее этой формы учебно-познавательной деятельности.
1. Комиссия по финансированию научных разработок. 2-3
человека (учитель может входить в ее состав, а может руководить игрой
только организационно, не уча-ствуя непосредственно). Участники,
входящие в эту группу, не готовят самостоятельного проекта, их функция -
оценивание деятельности авторов (обычно требования к проектам входят в
стартовые условия, поэтому в их разработке Комиссия не участвует). Время
перед итоговым этапом игры они используют для повышения уровня знаний по
вопросу, поэтому желательно, чтобы это были учащиеся, способные
организовать собственную работу (либо это должен сделать учитель,
составив определенный план консультационных занятий с этой группой).
Необходимо, чтобы члены Комиссии были достаточно компетентны в
обсуждаемых вопросах, а не только изображали членов Политбюро, могли
оценить уровень проектов, их научную непротиворечивость и принципиальную
осу-ществимость, а также оригинальность идей и предлагаемых методов.
2. Научные коллективы, небольшие генно-инженерные фирмы.
Основные участники игры. 3-4 команды участников, обычно по 3-5 человек,
но возможно и ин-дивидуальное выполнение проектов. Группы, получив
необходимые указания, приступают к разработке собственных проектов
исследований: выбору тематики, объектов исследования, предлагаемых с
помощью методов генной инженерии и биотехнологии изменений в них,
значения (пользы, экономического эффекта, благоприятных последствий)
предлагаемых изменений, методик, при помощи которых будет достигнут
результат, сроков осуществления и необходимого финансирования, формы
презентации проекта на заседании Комиссии. Непосредственно в ходе
заседания представитель (-и) авторского коллектива презентуют проект,
отвечают на вопросы Комиссии, представителей других групп,
общественности и средств массовой информации; цель - получить
финансирование для осуществления проекта.
3. Представители природоохранных организаций, "зеленые".
Индивидуальная или групповая роль, связанная с оценкой возможных
последствий предлагаемых проектов для окружающей среды. Эти участники не
пишут собственного доклада о потенциальных последствиях биотехнологии и
генной инженерии для биосферы вообще, а готовятся оценить конкретные,
обсуждаемые в ходе заседания Комиссии проекты. От них требуется солидная
теоретическая подготовка и умение достаточно быстро (за время
заслушивания и обсуждения проектов) оценить потенциальную опасность для
природы выдвинутых предложений. Кроме вопросов при обсуждении проектов
(с целью уточнения возможных последствий и степени осознания их авторами),
"зеленым" обязательно предоставляется слово после заслушивания всех
проектов для общей оценки проектов (которая является значимой, но не
обязательной для Комиссии). "Природоохранники" также могут подать заявку
на грант на изучение последствий использования уже существующих
генно-инженерных или биотехнологических продуктов (т.е. разработать
собственный проект в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями),
который должен быть рассмотрен Комиссией.
4. Представители религиозных и общественных организаций.
Индивидуальные или групповые роли, осуществляющие оценку проектов
с морально-этических позиций. Желательно, чтобы это были "представители"
конфессий, распространенных в этом регионе, общественных движений,
деятельность которых знакома и понятна участникам. Достаточно сложные
роли, т.к. требуют хорошего владения выбранной ролью и навыков ведения
дискуссии в соответствии с ней. Стоит обратить внимание, например, на
"Социальную концепцию Русской Православной Церкви" (Раздел
"Биоэтика"). В ходе заседания Комиссии только участвуют в дискуссии,
обязательное выступление им не предоставляется.
5. Представители широкой общественности. Потенциальные
потребители биотехнологической и генно-инженерной продукции: фермеры,
которым выращивать модифицированные растения; больные (и медики),
которым предстоит столкнуться с лекарствами, полученными с помощью
биотехнологий; обыватели, которым предлагают генетически
трансформированные объекты как пищу т.п. Индивидуальные роли, обычно 4-5
человек. Достаточно интересные роли, т.к. позволяют потребовать от
авторов проектов доходчивого разъяснения методов и потенциальных
результатов, их безопасности для рядового гражданина. С другой стороны,
трудность состоит в том, что "потребителям" сложно заранее выбрать
конкретную роль (зачем, например, быть фермером, специализирующимся на
выращивании авокадо и гуайявы, если все проекты посвящены медицине?) -
ее провозглашают непосредственно в ходе заседания, перед началом участия
в дискуссии, когда участник представляется и уже с этих позиций задает
свой вопрос. Цель участников - представить в обсуждении точку зрения
рядового человека, позицию "здравого смысла". Этим участникам может быть
предоставлено право заявлять о собственной финансовой поддержке одного
из проектов (личные или корпоративные вклады, покупка акций фирмы и
т.п.), однако общий объем такого финансирования незначительный.
6. Представители средств массовой информации.
Также индивидуальная или групповая роль, количество участников
произвольное, но не больше 5-6. Ее функция - освещение в СМИ проектов
исследований (в разных стилях, соответствующих разным изданиям: научный
журнал, научно-популярная рубрика в газете, веб-сайт, "желтая пресса").
Корреспонденты готовят одно или несколько печатных изданий (по
содержанию и по форме: стенная газета, печатный орган, страница в
школьной газете), которые выйдут за несколько дней до заседания Комиссии
по финансированию; в нем могут быть помещены статьи о проектах,
зарисовки об авторах. Непосредственно в ходе заседания Комиссии
представители СМИ могут только задавать вопросы в ходе обсуждения
(впрочем, достаточно весомые, т.к. им могут быть известны, в отличие от
других участников, все проекты).
7. Эксперт-экономист. Индивидуальная, достаточно сложная
роль. Беглая, "с лёту" оценка экономических просчетов в проектах. Имеет
право ознакомиться с письменными материалами групп-заявителей, т.к.
оценивает в основном бюджет проектов. Эксперту также может быть
предоставлено слово после заслушивания всех проектов для общей оценки;
его комментарии значимы, но не обязательны для Комиссии.
8. Представитель юридической фирмы. Индивидуальная роль,
задача которой - оценить правовую допустимость рассматриваемых проектов.
Участник должен быть знаком с существующей законодательной базой в
данной области, готов непосредственно в ходе заседания высказать свое
мнение. Очень сложная роль, даже при наличии дополнительной информации.
Участники игры могут выбирать не только заданные сценарием роли, но и
ввести на стартовом этапе собственные (как в рамках указанных
направлений, так и другие, не оговоренные выше). Например, участники
могут создавать собственные общественные, политические и религиозные
организации.
Вот несколько примеров (для понимания, а не подражания):
· "Бабушки Гринтауна - за внуков с головами!" - организация,
протестующая против опытов над эмбрионами без голов, потенциальными
донорами органов;
· "Голодные за еду" - движение малообеспеченных в поддержку
дешевой генно-инженерной пищи, лекарств и косметики;
· "Секта благословенного Гена" - религиозная община,
поддерживающая геномику как путь создания идеального человека,
восстановления генотипа Адама и его второе со-творение генно-инженерными
методами.
Кроме того, полезны внеигровые роли для обеспечения
технической стороны проектно-ролевой игры (видеосъемки, настройки
презентационного оборудования и т.п.). Особенно важна качественная
видеосъемка, которая позволит провести подробный разбор занятия и
поможет в оценивании (само-, взаимо- и оценивании учителем) деятельности
всех участников игры.
Распределение ролей.
Процесс распределения ролей очень важен для успешного проведения игры.
Поэтому он должен представлять некоторый творческий компромисс между
крайними подходами - авторитарным распределением по приказу учителя и
полностью неконтролируемым, стихийным распределением по желанию
учащихся. Поэтому обратим внимание на некоторые моменты.
Т.к. проектно-ролевая игра проводится практически по окончанию подтемы
"Селекция и биотехнология" темы "Наследственность и изменчивость
организмов", для определения потенциальных лидеров исследовательских
групп можно использовать результаты оценивания знаний учащихся. Если
учитель использует рейтинговую систему или другие формы ранжирования
учащихся, ему проще определить тех, кто возглавит группы (а также
пояснить критерии этого выбора ученикам). Можно также специально
провести самостоятельную работу или иной урок контроля знаний (особенно
эффективной и целесообразной формой может стать занятие
"Биологический Царь Горы").
Причем в начале этого занятия ученикам предлагаются правила
проектно-ролевой игры, ее цели и задачи, и объявляются условия выбора
ролей, де-ления на группы, в т.ч. по результатам предлагаемой работы.
После этого проводится контрольное занятие (учитель должен быть морально
готов к тому, что на первые роли могут выйти не самые "удобные" ученики,
может быть, это даже желательно), определяются набравшие большее
количество баллов. Среди первых по баллам 4-5 человек определяется (по
желанию лучшего или решением учителя), кто возглавит Комиссию по
финансированию, а кто - проектно-исследовательские группы. Количество
лидеров зависит от количества проектных групп (плюс руководитель
Комиссии, можно также включить сюда и лидера "зеленых", но это не
обязательно). Важно, чтобы роли не противоречили психологическим
особенностям учащихся. Лидеры выходят к доске и по очереди вызывают к
себе в группу одного из сидящих в классе учеников. При этом каждый
знает, сколько человек может быть в его группе, и не превышает этот
лимит. Желательно сделать паузу между объявлением победителей по итогам
оценивания знаний, выявлением лидеров и набором команд, заполнив ее
повторением общего списка ролей, принципов и задач деятельности каждой
игровой группы. Необходимость этого момента объясняется следующим.
Руководители коллективов должны сразу продумать распределение
обязанностей внутри "фирмы", продумать, кого они могут пригласить для
помощи в исследовательской работе, поиске и обработке научной
информации, подготовке самого проекта, кого - для помощи в оформлении
презентационных материалов, а кого - на роль "ответственного по связям с
общественностью" для максимально эффектной презентации проекта и т.п. С
другой стороны, остальные ученики имеют право отказаться от приглашения
в фирму, если хотят выбрать иную роль (индивидуальную или в малой
группе). Таким образом, за время предложенной учителем паузы участники
"примеряют на себя" разные роли, начинают вживаться в них и планировать
свою дальнейшую деятельность. Будет лучше, если учитель не забудет
акцентировать на этом внимание, на-чиная объявлять детальный список
ролей.
Достоинством такого способа формирования групп является относительное
равенство исследовательских коллективов по силе, достаточно высокая
совместимость в группах; а также своеобразная психологическая подготовка
к рынку труда. Избежать основного недостатка этого способа деления на
группы - психологического пресса на тех, кого выбирали последними или
вообще не хотели выбирать - можно за счет того, что количество
участников заведомо больше, чем необходимо для комплектования указанных
групп. Остается учесть и оценить разный вклад учеников в общий проект,
что можно сделать путем расчета коэффициента трудового участия, [7]).
Возможны и другие способы формирования групп, например, по стилю
интеллектуальной деятельности (эрудит - критик - генератор идей) или по
знакам Зодиака (последнее решение достаточно необычно, чем производит
впечатление, возможны неожиданные сочетания учеников, однако не все
трины могут быть представлены одинаково). Выбор окончательного варианта
- дело опыта и интуиции учителя.
2. Структура (этапы) игры, деятельность участников игры
на разных этапах.
Общая структура игры, деятельность учителя и учеников на разных ее этапах
представлены в Таблице 1
Этап
|
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1.
Подготовительный |
Решение
организационных и педагогических вопросов, необходимых для
проведения игры. |
Знакомится с
планом и структурой игры, видами деятельности учащихся, определяет
контингент, участвующий в игре. Определяет сроков игры, согласует с
администрацией учебного заведения ее план и необходимые для
проведения помещения, оборудование, доступ в Интернет. Организует
взаимодействие с коллегами-предметниками, принимающими участие в
реализации межпредметной составляющей. Приглашает (при
необходимости) научных консультантов или находит возможности
дистанционного консультирования через Интернет. |
|
2.
Стартовый |
Оглашение
сроков, структуры, цели и результатов игры учащимся. Распределение
участвующих на группы, выбор ролей (видов деятельности) участниками,
определение способов взаимодействия и форм презентации результатов
проектной деятельности для разных групп участников. |
Знакомит
учащихся с идеей игры, ее структурой, результатом, видами
деятельности (ролями) участников. Объясняет принципы финансирования
научных исследований через систему грантов, основные требования к
заявкам на гранты. Осуществляет управление делением учащихся на
группы, предлагая принципы подбора членов групп руководителями,
фиксирует его результаты. Оговаривает подробно сроки подготовки
проектов, виды деятельности каждой из групп учеников. Знакомит
учащихся с графиком индивидуальных и групповых консультаций, их
возможным содержанием. |
Формируют
группы или выбирают индивидуальные роли, распределяют обязанности
внутри групп. |
3.
Поисково- исследовательский |
Подготовка
проектов, работа с источниками, консультирование. |
Консультирует
группы и отдельных участников по предложенному графику, готовится к
проведению результирующего этапа. Координирует взаимодействие
участников игры с другими преподавателями (при необходимости). |
Теоретическая
подготовка всех участников игры. Подготовка групповых проектов и их
презентации, ориентировочных бюджетов проектов. |
4.
Результирующий |
Заседание
Комиссии по финансированию научных разработок: заслушивание
проектов исследований, экспертных оценок, комментариев различных
заинтересованных сторон, принятие Комиссией решения о предоставлении
грантов на научные исследования. |
Перед
занятием:
Организационное совещание с участниками игры, ознакомление с планом
проведения занятия, регламентом, возможностями технического
обеспечения. Подготовка помещения, оборудования (видеокамера,
средства ТСО, необходимые для презентации проектов: проектор,
компьютер, мультимедийный проектор, экран). Приглашение
коллег-предметников, возможно, зрителей.
Во время занятия: Руководит ходом занятия ("со стороны" или
как один из членов Комиссии по финансированию) |
Перед
занятием:
Подготовка презентационного материала (буклеты, презентации на
компьютере, эмблемы и сувениры участникам заседания), работы
оборудования (проектор, компьютер, мультимедийный проектор, экран).
Во время занятия: Авторы проектов - выступают с презентациями
проектов, подают в Комиссию заявки на гранты, отвечают на вопросы
оппонентов и авторов других проектов. Оппоненты ("представители"
религиозных, природоохранных, др. общественно-политических
организаций, представители фермеров, работников здравоохранения и
т.п.) - выступают с критикой предложенных проектов, указывают на их
достоинства и недостатки. Члены Комиссии по финансированию -
принимают участие в обсуждении проектов, принимают оконча-тельное
решение о финансировании проектов |
5. Этап
обсуждения и оценивания |
Разбор итогов
заседания комиссии, анализ проектов, видеосъемки занятия, оценка
деятельности каждой из групп участников. |
Проводит
"разбор полетов": анализи-рует работу всех участников проектов, дает
подробный предметный анализ каждого из проектов, его научной
обоснованности, реальности выполнения. При просмотре видеозаписи
занятия (лучше, если осуществлено ее редактирование) обращает
внимание на удачные и неудачные действия сторон. Дает оценку работы
Комиссии по финансированию. Предлагает оценить индивидуальный вклад
участников в групповой проект, осуществляет оценивание деятельности
всех участников игры. |
Принимают
участие в обсуждении занятия, само- и взаимооценивании, определении
индивидуального вклада в групповой проект. |
|