Навигация

Свойства воды. Вода, лед, жизнь

Главная
Об авторе
     Урочное:
Биология + компьютер:
         полные уроки по типам
Компьютерные программы
         на уроках
 Биософт                 Планшет
 Учебные рисунки и
           карикатуры
 Фотографии           Проекты
 Художественная
         литература на уроке
 Наглядные пособия
 Олимпиадное
 Книги и статьи
 ''Биология-10'':
         попытка учебника
 ''Игра и биология''
 ''Информационная
       культура и/или компьютер
       на уроках биологии''
 ИУМК ''Экология.          Конструирование
         биосферы''
 Проектно-ролевая игра
         ''Генная инженерия''
 ''Библейская генетика''
 Рабочие тетради
         по общей биологии
 Педагогическое
 Блог
Свойства воды Вода как растворитель Вода как среда обитания

Уникальные свойства воды, очень важные для живых организмов, проявляются в своеобразном, почти исключительном поведении воды вблизи точки замерзания.
1. Максимальная плотность при to = + 4oC.
Общеизвестно, что с понижением температуры плотность большинства веществ возрастает, а объем, занимаемый единицей массы, соответственно уменьшается. Та же закономерность присуща и воде, если ее постепенно охлаждать... но до температуры  (точнее, + 3,98oC). Дальнейшее охлаждение в интервале + 4o ... 0оC  вызывает ее расширение.

Таким уникальным свойством обладают очень немногие вещества. Это (и другие свойства воды) позволило герою Андрея Битова сказать:
"Вода! - вот что изобличает в творении творца, в творце - художника. Как там она расширяется и сжимается, кипит и замерзает единственным и противоречивейшим способом из всех жидкостей? ... Из воды и вышла жизнь, что всем известно. Так вот не жизнь изумительна, а - вода! Она есть подвиг творца, преступившего гармонию во имя жизни. Не нам себе представлять, чего это ему стоило. Вот что он воистину создал! Воду... От ее капли до нас с тобой меньшее расстояние, чем от неживой материи до воды. Эволюция - это всего лишь роман с неизбежной развязкой; возможно, мы и закроем всю книгу... "
        А. Битов. Человек в пейзаже // "Новый мир" № 3, 1987

В результате в водоемах зимой более охлажденная вода, как менее плотная, поднимается вверх, а в придонном слое сохраняется температура + 4oC. Это обеспечивает возможность нормального перенесения холодного сезона для водных организмов, в первую очередь - пойкилотермных животных. Впрочем, это же затрудняет перемешивание слоев воды и поступление минерального питания в поверхностные слои (из-за чего продуктивность океана существенно ниже продуктивности суши).

2. Лед имеет меньшую плотность, чем вода.
Большинство веществ в твердом состоянии имеют большую плотность, чем в жидком, а следовательно, тонут, как, например, твердый бензол в жидком. Вода же, замерзая, расширяется (как висмут и серебро, еще два исключения). (Рассмотрите это на графике выше.) Причина такой аномалии в том, что в кристаллической структуре льда молекулы как бы "держат" друг друга на расстоянии вытянутой руки. В жидком же состоянии молекулы воды скорее напоминают пассажиров городского транспорта в "час пик".
  Вопрос 1. Сравните структуру льда (справа) и воды (слева). Обратите внимание на различие в плотности (количестве молекул в единице объема) и шестилучевую симметрию, присущую кристаллу льда. Есть ли какая-то упорядоченность, закономерность в расположении молекул воды в жидком состоянии?
Об особом "Льде-9" из романа К.Воннегута "Колыбелька для кошки" см. тут.

Значение для водных организмов меньшей плотности льда очевидно: если бы лед был тяжелее воды, он опускался бы на дно, и водоем промерзал бы полностью. Т.к. лед плавает на поверхности (а охлажденная вода с to = + 4o ... 0оC также не опускается вниз из-за меньшей плотности), в воде сохраняются благоприятные (или хотя бы терпимые, в пределах толерантности) условия для живых организмов.
  Вопрос 2. Подумайте, в каких случаях свойство льда иметь объем больший, чем у такого же количества воды, вредно для живых организмов? Чем вредно? Как живые организмы выходят из положения? (Подсказка: ключевой термин для ответа на третью часть вопроса - криопротекторы).
UPD. Статья Джирла Уолкера "Необычные фигуры, появляющиеся в замерзающей воде и плавящемся льду" ("В мире науки", рубрика "Наука вокруг нас", 1986, № 9, с. 84: справа - рис. из статьи - фигуры Тиндаля во льду).
Ледяные цветы (необычное арктическое явление образования кристаллов высотой в несколько сантиметров на тонком льду, слева, статья на английском).

Сосульки
Слева - фото из статьи A.SH. Chen и S.W. Morris (Университет Торонто, Канада), показавших, что складчатость у сосулек обусловлена присутствием и концентрацией солей ( текст, абстракт, видео).
Интересно, что сосульки довольно часто образуют гауссиану - кривую нормального распределения (справа - фотография  соседского балкона и отсюда).

3. Снежинки

Внимательное знакомство с молекулярной структурой кристалла льда позволяет ответить и на интересовавший с детства вопрос: почему снежинки шестилучевые?
Истории изучения снежинок посвящена статья в англоязычной Википедии. Первыми присмотрелись к снежинкам китайцы в 150 году до н.э. Впервые обстоятельно гексагональную структуру снежинки описал Иоганн Кеплер в труде Strenaseu De Nive Sexangula в 1611 году.
Первым фотографировать снежинки научился Уилсон Бентли (Wilson Bentley) в 1885 году, он сфотографировал около 5000 снежинок (рисунок слева на синем фоне - с его фотографий, статья о нем, книга Snowflakes: a Chapter from the Book of Nature, 1863).
Самая большая снежинка зафиксирована в 1887 году и была 38 см в диаметре (статья).

По записи в блоге  progenes "Про снежинки".

Анимация справа отсюда, сайт SnowCrystals.com, автор Kenneth G. Libbrecht.
Компьютерному моделированию снежинок посвящен сайт Gravner-Griffeath Snowfakes (например,  слайд-шоу).
О фрактальных структурах, примером которых могут служить и снежинки, а также морозные узоры на стеклах, см. тут.

Диаграмма зависимости форм снежинок от температуры и насыщенности водяных паров (в г/м3) - справа, по NewScientist. См. также разработку для школьников Snowstorms на сайте NASA, в т. ч. диаграмму:
  Вопрос 3 (проектное задание). 3-1. Дождитесь снегопада и подсчитайте количество снежинок разных типов, зафиксировав при этом погодные условия, в которых проводилось исследование (можно перевести инструкцию по проведению наблюдений и таблицу для подсчета типов снежинок).
3-2. Создайте дерево типов снежинок по материалам сайта A Guide to Snowflakes. Ср. дерево определения растений, филогенетические деревья и кладистика).