|
Как
ни парадоксально, предлагаемые на этих страницах тесты предназначены не
только для проверки знаний. Это еще и примеры разных вариантов, разных
возможностей тестирования, но не система полного контроля чьих бы то ни
было знаний. Впрочем, вопросы там вполне серьезные, "без дураков".
-
Тест с самопроверкой по ходу работы.
-
Тест с итоговой проверкой по окончанию работы.
-
Тест по терминам с итоговой проверкой по окончанию работы.
Беллетризованные задачи по генетике из
этой книги:
стр. 1,
2,
3,
4,
5,
6).
Я лично не считаю, что в задачах
по генетике стоит заменять реальные объекты на фантастические (нотки
абсурда и отключение обиходности скорее полезны в обучении логике и
в логических играх, см. лекцию 2 "Игр и
биологии"), хотя в тетрадке
сам придумал и развивал персонажа - зоотехника колхоза "Победа
мичуринского учения над менделизмом-вейсманизмом-морганизмом" В.В.
Потапова. Но, может, в каких-то ситуациях это полезно...
См.
рисунки на темы генетики и схему скрещивания
желейных
медведиков. |
|
Где
отсутствует точное знание, там действуют догадки, а из десяти
догадок девять - ошибки.
М. Горький. О том, как я
учился. |
|
Атраментова Л.А. Генетика человека: Учеб.
пособие. – Харьков, ХГУ, 1990 – 91 с.
Отличное пособие с
задачами по генетике человека: анализ
родословных, цитогенетический анализ,
популяционная генетика и близнецовый анализ
(см.
разбор одной задачи в
MS Excel). Краткая теория, задачи,
ответы и решения. Для профильников и
олимпиадников, 17 Мб. |
Задачи по генетике
популяций на шашках
Хороший способ создания,
представления и решения задач по генетике
популяций - с использованием шашек или других
дисков разных цветов, где каждый цвет обозначает
тип аллеля. Так как организмы диплоидные, каждый
организм несет два аллеля - шашки, положенные
одна на другую. Моделируется полное
доминирование одного аллеля над другим:
доминантный аллель кладется сверху, на
рецессивный. При взгляде сверху мы видим
фенотипы (и можем посчитать частоты фенотипов).
При взгляде сбоку мы видим все аллели, и можем
посчитать частоты аллелей.
При большом количестве шашек генетическую
структуру популяций можно моделировать,
вытаскивая не глядя пары аллелей из
мешочка с шашками и рассчитывая потом
характеристики популяции (частоты аллелей и
фенотипов), а также проверяя, выполняется ли
уравнение Харди-Вайнберга.
Ниже приведены три таких задачи. |
Фенотипы |
Генотипы |
Условие и/или решение |
|
|
Аллель черного цвета доминирует над
аллелем белого цвета. Найдите частоты
фенотипов и частоты аллелей в популяции.
Решение:
Фенотипы.
Популяция состоит из 8 особей. Две из
них белого цвета, частота фенотипа
"белый" равно 2/8=0,25. Частота фенотипа
"черный" равна 6/8=0,75. Сумма частот
равна 1 (проверка).
Генотипы. У 8 особей 16 аллелей.
Подсчет числа черных шашек (доминантные
аллели) дает 8. Частота доминантного
аллеля p =8/16=0,5.
Аналогично частота рецессивного, белого
аллеля q =8/16=0,5.
Сумма частот аллелей равна
p + q =1.
Уравнение Харди-Вайнберга.
Запишем уравнение для данных фенотипов:
p2
(черн.)
+ 2pq (черн.)
+ q2 (бел.)
= 1
Подставим
частоты аллелей, найденные выше, в
уравнение, и подсчитаем.
Частота фенотипа "черный"
равна: p2 (черн.)
+ 2pq (черн.)=(0,5)2+2*0,5*0,5=0,75
- соответствует найденному
экспериментально
Частота фенотипа "белый"равна: q2
(бел.)=(0,5)2=0,25
- также соответствует найденному
экспериментально.
Вывод:
генетическая структура популяции
соответствует идеальной популяции. |
|
|
Аллель черного цвета доминирует над
аллелем белого цвета. Найдите частоты
фенотипов и частоты аллелей в популяции.
Является ли данная популяция идеальной?
Подтвердите расчетами.
Какие причины могли привести к
наблюдаемому соотношению частот
фенотипов? |
|
|
Аллель черного цвета доминирует над
аллелем белого цвета. Найдите частоты
фенотипов и частоты аллелей в популяции.
Является ли данная популяция идеальной?
Подтвердите расчетами. |
|
При некоторой
изощренности можно
моделировать частоты аллелей и фенотипов истинно
сцепленных с полом признаков (у гетерогаметного
пола будет только один аллель, а
Y-хромосома -
прозрачная), множественный
аллелизм с последовательным доминированием, неполное
доминирование (один из "аллелей" полупрозрачный)
и так далее.
См. также статьи
Counting Buttons: demonstrating the
Hardy-Weinberg principle (Science
in School, № 6, осень 2007 г., англ.,
PDF)
и
Комарова О. Модельні
експерименти під час вивчення закону
Харді-Вайнберга
("Біологія і хімія в школі", 2013, № 4, стор.
19-25, укр.) +
окончание ("Біологія і хімія в школі",
2013, № 6, стор. 25-31, укр.). |
|
|
|
|