Тесты по генетике человека, популяционной генетике и мутагенезу

Навигация

Тесты по генетике человека, популяционной генетике и мутагенезу

Главная
Об авторе
     Урочное:
Биология + компьютер:
         полные уроки по типам
Компьютерные программы
         на уроках
 Биософт                 Планшет
 Учебные рисунки и
           карикатуры
 Фотографии           Проекты
 Художественная
         литература на уроке
 Наглядные пособия
 Олимпиадное
 Книги и статьи
 ''Биология-10'':
         попытка учебника
 ''Игра и биология''
 ''Информационная
       культура и/или компьютер
       на уроках биологии''
 ИУМК ''Экология.          Конструирование
         биосферы''
 Проектно-ролевая игра
         ''Генная инженерия''
 ''Библейская генетика''
 Рабочие тетради
         по общей биологии
 Педагогическое
 Блог

Как ни парадоксально, предлагаемые на этих страницах тесты предназначены не только для проверки знаний. Это еще и примеры разных вариантов, разных возможностей тестирования, но не система полного контроля чьих бы то ни было знаний. Впрочем, вопросы там вполне серьезные, "без дураков".

  1. Тест с самопроверкой по ходу работы.

  2. Тест с итоговой проверкой по окончанию работы.

  3. Тест по терминам с итоговой проверкой по окончанию работы.

Беллетризованные задачи по генетике из этой книги: стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6).
Я лично не считаю, что в задачах по генетике стоит заменять реальные объекты на фантастические (нотки абсурда и отключение обиходности скорее полезны в обучении логике и в логических играх, см. лекцию 2 "Игр и биологии"), хотя в тетрадке сам придумал и развивал персонажа - зоотехника колхоза "Победа мичуринского учения над менделизмом-вейсманизмом-морганизмом" В.В. Потапова. Но, может, в каких-то ситуациях это полезно...
См. рисунки на темы генетики и схему скрещивания желейных медведиков.

Где отсутствует точное знание, там действуют догадки, а из десяти догадок девять - ошибки.
М. Горький. О том, как я учился.

Атраментова Л.А. Генетика человека: Учеб. пособие. – Харьков, ХГУ, 1990 – 91 с.
Отличное пособие с задачами по генетике человека: анализ родословных, цитогенетический анализ, популяционная генетика и близнецовый анализ (см. разбор одной задачи в MS Excel). Краткая теория, задачи, ответы и решения. Для профильников и олимпиадников, 17 Мб.

Задачи по генетике популяций на шашках
Хороший способ создания, представления и решения задач по генетике популяций - с использованием шашек или других дисков разных цветов, где каждый цвет обозначает тип аллеля. Так как организмы диплоидные, каждый организм несет два аллеля - шашки, положенные одна на другую.  Моделируется полное доминирование одного аллеля над другим: доминантный аллель кладется сверху, на рецессивный. При  взгляде сверху мы видим  фенотипы (и можем посчитать частоты фенотипов). При взгляде сбоку мы видим все аллели, и можем посчитать частоты аллелей.
При большом количестве шашек генетическую структуру популяций можно моделировать, вытаскивая не глядя пары аллелей из мешочка с шашками и рассчитывая потом характеристики популяции (частоты аллелей и фенотипов), а также проверяя, выполняется ли уравнение Харди-Вайнберга.
Ниже приведены три таких задачи.
Фенотипы Генотипы

Условие и/или решение

Аллель черного цвета доминирует над аллелем белого цвета. Найдите частоты фенотипов и частоты аллелей в популяции.
Решение:
Фенотипы
. Популяция состоит из 8 особей. Две из них белого цвета, частота фенотипа "белый" равно 2/8=0,25. Частота фенотипа "черный" равна 6/8=0,75. Сумма частот равна 1 (проверка).
Генотипы. У 8 особей 16 аллелей. Подсчет числа черных шашек (доминантные аллели) дает 8. Частота доминантного аллеля p =8/16=0,5. Аналогично частота рецессивного, белого аллеля q =8/16=0,5. Сумма частот аллелей равна p + q =1.
Уравнение Харди-Вайнберга. Запишем уравнение для данных фенотипов:
          
 p2 (черн.) + 2pq (черн.) + q2 (бел.) = 1
Подставим частоты аллелей, найденные выше, в уравнение, и подсчитаем.
Частота фенотипа "черный" равна: p2 (черн.) + 2pq (черн.)=(0,5)2+2*0,5*0,5=0,75 - соответствует найденному экспериментально
Частота фенотипа "белый"равна: q2 (бел.)=(0,5)2=0,25 - также соответствует найденному экспериментально.
Вывод: генетическая структура популяции соответствует идеальной популяции.

Аллель черного цвета доминирует над аллелем белого цвета. Найдите частоты фенотипов и частоты аллелей в популяции.
Является ли данная популяция идеальной? Подтвердите расчетами.
Какие причины могли привести к наблюдаемому соотношению частот фенотипов?

Аллель черного цвета доминирует над аллелем белого цвета. Найдите частоты фенотипов и частоты аллелей в популяции.
Является ли данная популяция идеальной? Подтвердите расчетами.

При некоторой изощренности можно моделировать частоты аллелей и фенотипов истинно сцепленных с полом признаков (у гетерогаметного пола будет только один аллель, а Y-хромосома - прозрачная), множественный аллелизм с последовательным доминированием, неполное доминирование (один из "аллелей" полупрозрачный) и так далее.
См. также статьи Counting Buttons: demonstrating the Hardy-Weinberg principle (Science in School, № 6, осень 2007 г., англ., PDF) и Комарова О. Модельні експерименти під час вивчення закону Харді-Вайнберга ("Біологія і хімія в школі", 2013, № 4, стор. 19-25, укр.) + окончание ("Біологія і хімія в школі", 2013, № 6, стор. 25-31, укр.).