Методика проведения, проверки и обработки результатов
Сочетание в
одной самостоятельной работе вопросов
репродуктивного, конструктивного и креативного
уровня ставит перед преподавателем сложную
проблему выбора единой шкалы оценивания заданий,
ориентированных на разные уровни и формы
мышления. Инвариантность проверочных работ
ставит в сложное положение ученика, лишая его
возможности продемонстрировать личные склонности
и возможности. Если прибавить к этому обычную
низкодифференцированную четырехбалльную систему
оценивания, то приходится констатировать, что
самостоятельные работы - отнюдь не самое
благополучное звено индивидуализированного
учебного процесса.
Одним из
вариантов решения этого тройного противоречия
нам видится предлагаемая здесь форма проверки
знаний с громоздким названием «Рейтинговая
самоиндивидуализирующаяся самостоятельная
работа» (РССР). В ней используются основные
принципы накопительного рейтинга (формы
рейтинга, в которой итоговый балл образуется при
сложении отдельных оценок за разные виды работ и
заданий) в сочетании с вариативностью
предлагаемых заданий и возможностью выбора
конкретных форм работы самими учащимися. Обычно
такая работа проводится в конце изучения темы и
требует значительных временных затрат
(практически все время одного урока, часто в
сочетании с фронтальной или вариантной тестовой
работой).
При подготовке к
РССР учитель подбирает 7 – 10 заданий, вопросов
или задач по данной теме, причем таким образом,
чтобы по меньшей мере ряд задач требовал
нестандартного подхода к решению и давал
возможность проявить себя ученикам с
«правополушарным» дивергентным мышлением. Так
как вопросы и задания отличаются по сложности,
то каждому из них присваивается «максимальный
балл» – таким образом вводится упоминавшийся
выше рейтинговый коэффициент.
В ходе самой
работы учитель предъявляет ученикам задания
(написанные на доске, распечатанные, выведенные
на экране проектора), не уточняя, какие из них
дают больший максимальный балл, а какие –
меньший. Тем не менее, пояснение общих принципов
оценивания обязательно, особенно если работа
проводится впервые. Стоит ориентировать учащихся
не «зацикливаться» на отдельных вопросах, но и
не скользить по заданиям, давая беглые
поверхностные ответы. В старших классах такая
работа учит не только демонстрировать свои
знания, но и правильно формировать стратегию
поведения, ведущую к успеху. После
организационного момента ученики приступают к
самостоятельной работе, самостоятельно
выбирая задания из числа предложенных. Для
получения высокой оценки не обязательно
выполнение всех заданий, так как
высококачественное выполнение уже 3 – 4 из них
позволит набрать нужный рейтинговый балл.
Для проверки
преподаватель готовит таблицу, в которую вносит
результаты работы учащихся. Ответ на каждый
вопрос оценивается каким-то количеством баллов,
но не выше максимального. После того, как работа
ученика проверена, подсчитывается сумма «сырых»
баллов и процент от максимального количества
баллов за те вопросы, на которые даны ответы
(см. таблицу).
Фамилия |
Номер
вопроса и максимальный балл |
Σ
бал-лов |
% от
max |
Рейтинговый балл |
Место |
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
6 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
7 |
6 |
Алтухов |
4 |
2 |
|
|
|
2 |
0 |
1 |
9 |
31 |
12,1 |
10 |
Басовой |
|
3 |
|
|
|
4 |
|
5 |
12 |
75 |
19,5 |
3 |
Бенца |
3 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
8 |
53 |
13,3 |
7 - 8 |
Гордеев |
|
|
4 |
|
|
|
|
4 |
8 |
80 |
16 |
5 |
Калашник |
2 |
3 |
|
1 |
|
|
|
3 |
9 |
41 |
13,1 |
9 |
Климович |
3 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
8 |
53 |
13,3 |
7 - 8 |
Лященко |
5 |
5 |
|
5 |
4 |
4 |
6 |
|
29 |
88 |
39,8 |
1 |
Марков |
3 |
2 |
|
1 |
|
|
|
|
6 |
37 |
9,7 |
11 |
Марценюк |
3 |
|
|
|
|
3 |
|
4 |
10 |
59 |
15,9 |
6 |
Петренко |
3 |
|
|
|
|
4 |
|
5 |
12 |
71 |
19,1 |
4 |
Суровцев
|
|
4 |
4 |
|
|
|
|
6 |
14 |
93 |
23,3 |
2 |
Например, первый ученик (Алтухов С.)
отвечал на пять вопросов, но ответы были очень
неполными. В результате он набрал 9 баллов из 29
максимально возможных, что составляет 31%.
Итоговый рейтинговый балл складывается из суммы
«сырых» баллов и дополнительных баллов за
качество, численно равных 1/10 процента
выполнения заданий (в этом примере 9 + 3,1 =
12,1). По набранным рейтинговым баллам
осуществляется ранжирование учащихся.
РССР, как и накопительный рейтинг в
целом, требует определенного пересчета
рейтинговых баллов в стандартную четырехбалльную
систему. Это можно сделать двумя путями.
Во-первых, можно просто определиться с границами
баллов, необходимых для получения той или иной
оценки (скажем, меньше 10 баллов – «2», 10 – 17
баллов – «3», 17 – 24 балла – «4», более 24 –
«5»). Конечно, принимать окончательное решение о
границах интервалов лучше после проверки всех
работ, что добавляет громоздкости и без того
объемной процедуре проверки. Можно поступить
иначе: подобрать такой делительный коэффициент,
чтобы после деления на него рейтингового балла
получалась оценка в стандартной системе (иными
словами, объединить в одном накопительный и
делительный рейтинг). Этот делительный
коэффициент находится путем подбора значений,
т.е. достаточно произвольно. Если в лидирующей
группе нет большого разрыва между учениками,
можно приравнять к 5,00 рейтинговый балл,
скажем, третьего ученика и через пропорцию
рассчитывать баллы остальных. Конечно, первые
двое в рейтинг-листе будут иметь баллы больше
5,00 – но это психологически вполне оправданно,
т.к. служит дополнительным стимулом для хорошо
успевающих учеников.
На следующем уроке, после разбора
решений и наиболее типичных ошибок,
преподаватель поясняет критерии присвоения
максимальных баллов по отдельным вопросам и
методы подсчета рейтинговых баллов и вывешивает
на всеобщее обозрение итоговую таблицу с
указанием места в списке и оценки по
четырехбалльной системе. Иногда, при неудачном
выполнении классом самостоятельной работы, часть
вопросов может быть предложена учителем снова.
Как в этом случае подсчитывать рейтинговый балл,
подсказывают навык проведения таких работ и
опыт.
Главные недостатки этой формы контроля и
коррекции знаний учащихся уже отмечались выше.
Это сложная, громоздкая, времяемкая процедура
проверки и некоторая произвольность в
определении рейтинговых коэффициентов (от
которой, увы, не свободны никакие виды рейтинга
и вообще практически никакие форы контроля
знаний – кроме разве что тестов). Достоинства
РССР – вариативность, нацеленность на развитие
разных форм мышления учащихся и возможность
получения высоких оценок для отличающихся
особенностями мыслительных процессов учеников,
наличие свободы выбора у обучаемых,
дифференцированность итогового рейтингового
балла, ориентированность на тщательное
выполнение заданий и выбор верной стратегии. Они
делают самоиндивидуализирующуюся самостоятельную
работу одной из наиболее эффективно работающих
методик контроля и проверки знаний учащихся в
системе индивидуализированного учебного
процесса.
|