Навигация

Рейтинговая самоиндивидуализирующаяся самостоятельная работа

Главная
Об авторе
     Урочное:
Биология + компьютер:
         полные уроки по типам
Компьютерные программы
         на уроках
 Биософт                 Планшет
 Учебные рисунки и
           карикатуры
 Фотографии           Проекты
 Художественная
         литература на уроке
 Наглядные пособия
 Олимпиадное
 Книги и статьи
 ''Биология-10'':
         попытка учебника
 ''Игра и биология''
 ''Информационная
       культура и/или компьютер
       на уроках биологии''
 ИУМК ''Экология.          Конструирование
         биосферы''
 Проектно-ролевая игра
         ''Генная инженерия''
 ''Библейская генетика''
 Рабочие тетради
         по общей биологии
 Педагогическое
 Блог

Методика проведения, проверки и обработки результатов

Сочетание в одной самостоятельной работе вопросов репродуктивного, конструктивного и креативного уровня ставит перед преподавателем сложную проблему выбора единой шкалы оценивания заданий, ориентированных на разные уровни и формы мышления. Инвариантность проверочных работ ставит в сложное положение ученика, лишая его возможности продемонстрировать личные склонности и возможности. Если прибавить к этому обычную низкодифференцированную четырехбалльную систему оценивания, то приходится констатировать, что самостоятельные работы - отнюдь не самое благополучное звено индивидуализированного учебного процесса.

Одним из вариантов решения этого тройного противоречия нам видится предлагаемая здесь форма проверки знаний с громоздким названием «Рейтинговая самоиндивидуализирующаяся самостоятельная работа» (РССР). В ней используются основные принципы накопительного рейтинга (формы рейтинга, в которой итоговый балл образуется при сложении отдельных оценок за разные виды работ и заданий) в сочетании с вариативностью предлагаемых заданий и возможностью выбора конкретных форм работы самими учащимися. Обычно такая работа проводится в конце изучения темы и требует значительных временных затрат (практически все время одного урока, часто в сочетании с фронтальной или вариантной тестовой работой).

При подготовке к РССР учитель подбирает 7 – 10 заданий, вопросов или задач по данной теме, причем таким образом, чтобы по меньшей мере ряд задач требовал нестандартного подхода к решению и давал возможность проявить себя ученикам с «правополушарным» дивергентным мышлением. Так как вопросы и задания отличаются по сложности, то каждому из них присваивается «максимальный балл» – таким образом вводится упоминавшийся выше рейтинговый коэффициент.

В ходе самой работы учитель предъявляет ученикам задания (написанные на доске, распечатанные, выведенные на экране проектора), не уточняя, какие из них дают больший максимальный балл, а какие – меньший. Тем не менее, пояснение общих принципов оценивания обязательно, особенно если работа проводится впервые. Стоит ориентировать учащихся не «зацикливаться» на отдельных вопросах, но и не скользить по заданиям, давая беглые поверхностные ответы. В старших классах такая работа учит не только демонстрировать свои знания, но и правильно формировать стратегию поведения, ведущую к успеху. После организационного момента ученики приступают к самостоятельной работе, самостоятельно выбирая задания из числа предложенных. Для получения высокой оценки не обязательно выполнение всех заданий, так как высококачественное выполнение уже 3 – 4 из них позволит набрать нужный рейтинговый балл.

Для проверки преподаватель готовит таблицу, в которую вносит результаты работы учащихся. Ответ на каждый вопрос оценивается каким-то количеством баллов, но не выше максимального. После того, как работа ученика проверена, подсчитывается сумма «сырых» баллов и процент от максимального количества баллов за те вопросы, на которые даны ответы (см. таблицу). 

Фамилия

Номер вопроса и максимальный балл

Σ бал-лов

% от max

Рейтинговый балл

Место

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

6

5

4

5

5

5

7

6

Алтухов

4

2

 

 

 

2

0

1

9

31

12,1

10

Басовой

 

3

 

 

 

4

 

5

12

75

19,5

3

Бенца

3

2

3

 

 

 

 

 

8

53

13,3

7 - 8

Гордеев

 

 

4

 

 

 

 

4

8

80

16

5

Калашник

2

3

 

1

 

 

 

3

9

41

13,1

9

Климович

3

2

3

 

 

 

 

 

8

53

13,3

7 - 8

Лященко

5

5

 

5

4

4

6

 

29

88

39,8

1

Марков

3

2

 

1

 

 

 

 

6

37

9,7

11

Марценюк

3

 

 

 

 

3

 

4

10

59

15,9

6

Петренко

3

 

 

 

 

4

 

5

12

71

19,1

4

Суровцев

 

4

4

 

 

 

 

6

14

93

23,3

2

Например, первый ученик (Алтухов С.) отвечал на пять вопросов, но ответы были очень неполными. В результате он набрал 9 баллов из 29 максимально возможных, что составляет 31%. Итоговый рейтинговый балл складывается из суммы «сырых» баллов и дополнительных баллов за качество, численно равных 1/10 процента выполнения заданий (в этом примере 9 + 3,1 = 12,1). По набранным рейтинговым баллам осуществляется ранжирование учащихся.

РССР, как и накопительный рейтинг в целом, требует определенного пересчета рейтинговых баллов в стандартную четырехбалльную систему. Это можно сделать двумя путями. Во-первых, можно просто определиться с границами баллов, необходимых для получения той или иной оценки (скажем, меньше 10 баллов – «2», 10 – 17 баллов – «3», 17 – 24 балла – «4», более 24 – «5»). Конечно, принимать окончательное решение о границах интервалов лучше после проверки всех работ, что добавляет громоздкости и без того объемной процедуре проверки. Можно поступить иначе: подобрать такой делительный коэффициент, чтобы после деления на него рейтингового балла получалась оценка в стандартной системе (иными словами, объединить в одном накопительный и делительный рейтинг). Этот делительный коэффициент находится путем подбора значений, т.е. достаточно произвольно. Если в лидирующей группе нет большого разрыва между учениками, можно приравнять к 5,00 рейтинговый балл, скажем, третьего ученика и через пропорцию рассчитывать баллы остальных. Конечно, первые двое в рейтинг-листе будут иметь баллы больше 5,00 – но это психологически вполне оправданно, т.к. служит дополнительным стимулом для хорошо успевающих учеников.

На следующем уроке, после разбора решений и наиболее типичных ошибок, преподаватель поясняет критерии присвоения максимальных баллов по отдельным вопросам и методы подсчета рейтинговых баллов и вывешивает на всеобщее обозрение итоговую таблицу с указанием места в списке и оценки по четырехбалльной системе. Иногда, при неудачном выполнении классом самостоятельной работы, часть вопросов может быть предложена учителем снова. Как в этом случае подсчитывать рейтинговый балл, подсказывают навык проведения таких работ и опыт.

Главные недостатки этой формы контроля и коррекции знаний учащихся уже отмечались выше. Это сложная, громоздкая, времяемкая процедура проверки и некоторая произвольность в определении рейтинговых коэффициентов (от которой, увы, не свободны никакие виды рейтинга и вообще практически никакие форы контроля знаний – кроме разве что тестов). Достоинства РССР – вариативность, нацеленность на развитие разных форм мышления учащихся и возможность получения высоких оценок для отличающихся особенностями мыслительных процессов учеников, наличие свободы выбора у обучаемых, дифференцированность итогового рейтингового балла, ориентированность на тщательное выполнение заданий и выбор верной стратегии. Они делают самоиндивидуализирующуюся самостоятельную работу одной из наиболее эффективно работающих методик контроля и проверки знаний учащихся в системе индивидуализированного учебного процесса.

   

Hosted by uCoz