Очень
редко палеонтологам удается обнаружить в геологических
напластованиях целые скелеты ископаемых организмов (а еще реже -
целые организмы - подумайте,
в каких условиях можно обнаружить целые тела древних организмов;
ответ
тут). Поэтому скелет, изображенный на фотографии слева -
результат скрупулезного труда многих ученых. Столь же непростым
является воссоздание по скелету внешнего вида животного (вспомните
из курса "Биология человека", какие особенности развития
костно-мышечного аппарата делают это возможным).
В
предлагаемом задании Вам предстоит попробовать себя и в роли
палеонтолога, собирающего целый скелет из разрозненного набора костей, и
в роли эволюционного морфолога, восстанавливающего внешний облик
ископаемого организма.
В окне, которое раскрывается после нажатия
кнопки "Открыть окно", Вы найдете набор костей,
принадлежавших одному ископаемому ящеру.
Попробуйте, "перетаскивая" (Drag-and-Drop) при помощи левой
кнопки мыши, собрать целый скелет. Помните, что кости на рисунке могут
накладываться друг на друга.
Когда операция будет закончена и скелет собран, скопируйте изображение на экране
в буфер обмена (кнопка PrintScreen), откройте любой графический редактор
(достаточно Paint:
Пуск - Программы - Стандартные - Paint) и вставьте изображение из
буфера обмена. При помощи карандаша попробуйте восстановить внешний вид
животного (сохраните полученный рисунок на жестком диске в папке по собственному
усмотрению или указанию учителя).
Опишите среду
обитания животного, способ питания и передвижения. Предположите, с
какими проблемами в
локомоции это животное могло сталкиваться и почему.
(Сходные проблемы возникали и у другого ископаемого организма -
птерозавра. Если вы хотите посмотреть, как эти проблемы решались, а
организм - двигался, посмотрите на следующую
страницу.)
UPD. 10.10.2011. Давеча в "Ашане"
появились китайские игрушки с наборами костей разных динозавров.
Наконец-то 2D-идея обрел, пусть простенькую, но 3D-реализацию. Есть и
набор на близкую тему (последнее фото)
И, наконец, динозавры из LEGO (LEGOзавры):
самые разные - от очень простых (по
мотивам "Парка Юрского периода"), сложнее -
Mauricio Vollu из Бразилии, и до исключительно сложных (два
последних - Robo-Rex и трицератопс Pokey - сотворены
Bolt of Blue по заказу German Saturn Commercial). Источники:
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7.
Справа - скелет T. rexпод LEGO-городом
(отсюда).
В лекции 3
курса "Информационная культура и/или компьютер на уроке
биологии", посвященной математическим задачам и Excel,
приводится набор признаков «хорошей» математико-биологической задачи
("имеет оригинальную, интригующую, «цепляющую» форму предъявления;
предполагает развитие нескольких разных навыков и приемов
интеллектуального труда; для решения надо найти и применить
нетривиальный алгоритм (задача не решается «по образцу»); не
противоречит биологической сути процесса (явления); биологическая суть
«вплетена» в ткань задачи" и др.). Какие из приведенных выше
моделей, как LEGO, так и других – "хорошие"? По каким критериям?