Блок “Столица -
провинция”
- Потребность
в дистанционном образовании особенно острая в провинции, а возможности
для получения такого образования (линии связи, материальное обеспечение)
лучше в столице (и крупных областных центрах).
- Высокая стоимость
разработки учебного дистанционного
курса (соответственно – и участия в
нем конкретного отдаленного ученика)
и низкая платежеспособность
населения (в особенности в провинции,
где и живет большинство
потенциальных пользователей ДО).
- Официальная
поддержка
дистанционного образования
формально есть, но всегда в нужных
формах (например, логичнее не
рассылать компьютеры по сельским
школам, а создавать развернутую сеть
Центров доступа и удаленного
образования с развитым сервисом
сетевых администраторов и педагогов,
желательно независимых от
руководителей и методистов
управлений образования). Правильнее
именно подготовить сетевых
администраторов, которые бы работали
с реальными пользователями и
сотрудничали с профессиональными
центрами ДО.
- Внедрение
дистанционного образования на
местах столкнется с торможением
со стороны практически всех
участников процесса:
администраторов (лишние хлопоты,
обесценение усилий по развитию
просвещения на местах), учителей
информатики, которые регулируют в
учебных заведениях доступ к
вычислительной технике (их
должностными обязанностями не
предусмотрено выполнения функций
локальных координаторов, а
допускать к технике преподавателей
других предметов они вообще не
желают), учителей (большей частью в
силу консерватизма или из опасений
конкуренции, потери возможности
дополнительного заработка путем
индивидуального консультирования),
даже учеников.
Блок “Центры ДО -
потребители”
- Центры дистанционного
образования , а значит, и
дистанционные учителя могут
существовать без учеников. Наличие
Центра, веб-сайта и даже
разработанного курса еще не
гарантируют наличия ДО ли хотя бы
дистанционного обучения.
Распространенным является
представление, что Центр
дистанционного образования – это
мультимедийный класс и прочая
компьютерная техника (а не
коллектив педагогов, который
работает с учениками или другими
категориями пользователей).
-
Центры дистанционного образования
разрабатывают курсы, ориентируясь на
собственные возможности и запросы
заказчика – а не непосредственно на
потребителя образовательного продукта.
Таким образом, развитие ДО ориентировано на
тех, кто предлагает, а не тех, у кого
потребность в соответствующей форме
обучения. Предложений по дистанционному
образованию много, но выбрать практически
нечего. Высокая стоимость и, следовательно,
платность курсов приводят к замечательному
парадоксу:
Центры ДО пытаются
монополизировать то, что стало
благодаря Интернет общедоступным –
Знание.
- Изучением
конъюнктуры рынка ДО никто не
занимался, поэтому предлагаются те
курсы, которые имеются, а не те, в
которых есть потребность.
-
Центры ДО пропагандируют преимуществу
дистанционного образования и пренебрегают
его недостатками, которые никто еще не
проанализировал (и честно не пр6едставил на
обсуждение и обозрение).
Блок “Содержание
и формы дистанционного образования”
- Дистанционное
образование предлагает отдельные
курсы или разработки без четкого
определения цели и задач ДО (к
сожалению, как и всего образования в
целом) и курса конкретно.
- Имеющиеся проекты
в дистанционном образовании не
могут предложить практически
ничего такого, чего не предлагало бы
очное (или заочное) образование (именно
это противоречие есть узловым в
стратегии развития дистанционного
обучения).
- Дистанционное
обучение предлагает формы и виды
работ, большей частью
скалькированные из очного обучения.
Определение форм работы, которые
невозможные в обычном обучении и
которые будут составлять “золотой
фонд” ДО, еще предстоит сделать.
- К дистанционному
обучению учеников (и других
потребителей) надо готовить - и это
не только обучение тому, как
работать с компьютером, нажимать на
клавиатуру или мышь! Развитием
необходимых для ДО учебных и интеллектуальных
навыков (хотя бы их определением!)
никто не занимается.
|