|
Российская академия образования. Институт общего среднего образования РАО |
Центр дистанционного образования "Эйдос
Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года
2000"
15 октября - 25 декабря 2000 г.
|
УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК ЗА ОДНОЙ ПАРТОЙ,
или Условность понятия “Дистанция”
“Интернет” - мифологема и реальность
Если верить Джеймсу Джорджу Фрэзеру, цивилизованность и рациональность современного человека – лишь тонкая корка, под которой по-прежнему бушует вулкан первобытных страстей, образов мысли и способов действия. Поэтому так легко – и ХХ век видел это неоднократно – прорываются на поверхность в самых разных точках земли и у самых разных народов волны агрессии и отрицания всех гуманистических ценностей. И уровень культуры не играет особой роли – одна из самых жутких трагедий века, Холокост связана с одним из самых культурных народов Европы.
Мышление человека скоро (а похоже, что и уже) не поспеет за прогрессом науки, как не успевает за прогрессом пищевой промышленности доставшийся от неандертальца кишечник, привыкший к грубой растительной пище и минимуму жиров. Ведь мозг, которым так гордится человек – тоже “лишь мешок с нейронами” (Френсис Крик), не изменившийся анатомически со времен кроманьонского человека. Как не изменились и структуры мышления, архетипы бессознательного, которыми пользуется разум, чтобы “обжить”, благоустроить, упростить и категоризировать бесконечно сложный мир.
В современном мире удивительно переплетено древнее и новое: огромные успехи химии и фармакологии в лечении заболеваний и широчайшее распространение наркотиков, бурный прогресс науки и расцвет магии, оккультизма, астрологии, глобализация экономики и информации и ксенофобия, рост национализма и изоляционизма. Но (прав Ницше!)
“вечные вопросы ходят по улицам” - и несвободность нашего сознания от архаичных конструкций проявляется не в лозунгах или философских трактатах, а в повседневности.
Поэтому не удивительно, что и Всемирная Паутина является не только техническим или информационным явлением, перевернувшим наши представления о размерах мира и провинциальности, движении информации и свободе личности.
WWW, безусловно, явление нашего сознания, и понимание этого необходимо для осознания возможностей и недостатков Интернета в области образования.
На наших глазах формируется новая мифологема – ведь обычный человек далеко не всегда имеет представление и технических подробностях, структуре и функционировании Интернета. Да ему это и не нужно. Уже создан и циркулирует в массовом сознании “Миф об Интернете”. Так быстро создан – видимо, потому, что не “из ничего”. За основу взяты мифологемы Города и Лабиринта, освоенные с эпох Вавилона и античной Греции. Мифологема “Лабиринт”, столь очевидная для побывавшего в Паутине, напрашивается сама собой (возможно, благодаря распространенности этого образа в современной литературе – от изысканного Х.-Л. Борхеса до борзописного Г.Л. Олди). Несколько сложнее с Городом, хотя формальные черты сходства найти легко: почта, магазины, пресса, работа. Сам архетип Города, по Вяч. Вс. Иванову, восходит к впечатлению, произведенному Вавилоном на древних иудеев и через Ветхий Завет распространившийся в Европе. Образ огромного скопища людей, не знающих друг друга и не связанных моральными запретами (“Великая Блудница”), сладострастно-привлекательный и непознаваемый, насыщенный богатством и гордыней – вот лишь блеклая проекция на бумаге этого архаичного переживания. Стихийно выросший мир Интернета обрел многие черты этого архетипа. В нем “есть всё”, там никто не ограничивает другого в проявлении склонностей и инстинктов, в т.ч. и низменных – агрессивных (жестко или скрыто, в виде ненормативной лексики), сексуальных… Эдакий огромный Диснейленд для взрослых, к прогулкам по которому легко пристраститься как к наркотику (кстати, в США в психиатрических справочниках уже есть среди патологических зависимостей и пристрастие к Интернету).
Кажется, мне удалось создать у читателя образ Автора как консерватора и мракобеса в стиле “Запрещать! – Не пущать!”; что ж – тем лучше будет принята следующая глава. Тем более, что в пассаже-то речь идет не о реальном информационном пространстве, а о мифологическом образе, сформировавшемся (или кем-то сознательно насаждаемом!) у неопытного и незащищенного психологически пользователя.
Новый “любовный треугольник”
Информатизация мира смогла с мефистофельской легкостью завладеть умами и душами миллионов и существенно сдвинуть некоторые предельно консервативные пласты сознания. Стоит ли удивляться, что ее напору поддалась и вторая по консервативности система – образование. Сейчас, когда волна восторгов поулеглась, и Интернет, как инфаркт по Жванецкому, “стал мельче, но шире”, появились и возможность, и потребность некоторого анализа.
Похоже, что взаимоотношения “Учитель – Ученик – Интернет” складываются по схеме классического любовного треугольника “Муж – Жена – Любовник (Любовница)”.
Обсуждение с коллегами показало, что необходимо сделать оговорку: речь идет о Муже, Жене и Любовнике как о персонажах фольклора (в первую очередь анекдотов) – что-то типа Пьеро, Арлекина и Коломбины из комедии дель арте. Автор не посягает на святые устои семьи, верность и преданность в браке
etc.
Ученик (“Жена”) устал от долгого, почти десятилетнего “брака” (кстати, совсем не по любви и даже не по расчету – никто не спрашивал его мнения относительно необходимости ходить в школу). Учитель (“Муж”) постоянно предъявляет свои требования, от которых не увильнешь, и требует покорности или хотя бы ее видимости – роль семейных обязанностей типа стирки, уборки, приготовления пищи выполняют домашние и классные задания, рефераты и т.п. Естественно, что Ученик (“Жена”) начинает тихо негодовать и искать отдушину. Так складываются условия для появления третьего. Ученик (разумеется, имеющий возможность – не имеющий протестует иначе)
сбегает к Интернету в роли Любовника – и получает море новых впечатлений и удовольствия. Всё ярко, свежо, завораживающе красиво – и никаких обязанностей, никакой нудоты!
Первое время Учитель (“Муж”) не замечает начавшие пробиваться рога. Да и некогда – как настоящие мужья за кружкой пива, нормальные учителя любят пожаловаться друг другу на занятость и нехватку времени. А если и замечает, то подчас даже доволен – как герой старого еврейского анекдота, который не мог нарадоваться новой женой: старая всю ночь
просила то форточку открыть, то “Корвалола” накапать, а молодая с вечера уходит – и он спит всю ночь… В результате даже в не в пример более благополучной Германии, как сообщает “Немецкая волна”, умеют и обращаются к Интернету 80% старшеклассников и 20% учителей.
( Сопоставление Интернета с любовником (любовницей) не такое уж и “притянутое за уши”. Вспомните, что делают школьники и студенты в Паутине, если над ними не стоит надзиратель или счетчик… Вспомнили? Правильно: “чатятся” с подружками в Австралии или Аргентине, лазят по секс- и просто порносайтам. Даже в Рамблер'овском рейтинге двадцати наиболее популярных образовательных серверов (на октябрь 2000 г.) только два нерефератных –
INTELL (что объяснимо) и Sex.ru, что по-человечески понятно – и показательно. Многие вирусы передаются по
WWW “половым путем”, как прикрепленные к фоткам с попками и проч. Вспомним и американский термин “Интернет-вдовы” – женщины, чьи мужья или бой-френды душой и мыслями в Паутине, а с тела даже для ночного горшка ничего не возьмешь…)
Надо сказать, что педагоги довольно быстро увидели опасность ухода самых пытливых, самых интересующихся и неравнодушных учеников. Тогда и возникли первые образовательные сайты, до сих пор мало посещаемые (и потому стыдливо не устанавливающие счетчик “заглядываний” или спорящие, что же считать за посещение – случайное открытие страницы или ее перелистывание). Надежда на то, что ученик сам придет к Магомету-создателю страницы трогательна – как попытка жены (по рекомендациям советских сексопатологов) сделать новую прическу, приготовить роскошный ужин и заново соблазнить поохладевшего муженька.
Не всегда последовательными бывают и педагоги – авторы Web-страниц: действительно интересные материалы жалко бесплатно отдавать в мир, а то, чего не жалко – так оно никому и не нужно, ибо сводится к общим местам, банальностям и трюизмам. Вопросы же авторства и оплаты в Интернете не решены и в обозримом будущем решены не будут – сошлемся на известную историю с публикациями в Паутине книг Стивена Кинга. Может, потому большинство известных автору образовательных страниц – сплошное |
|
Впрочем, как к этому относиться – тоже вопрос. Насильно мил не будешь – пожалуй, так передается по-русски мысль Клиффорда Килиана (статья “Клик-кланк” в журнале “Эйдос”) о тех, кто лучше переходит на обучение через компьютер, а кто – хуже: “…Отрезвляющим для меня было понимание, что мои самые лучшие самопродвигаемые (курсив мой – А.К) студенты могли бы благодарить себя, а не меня, за свои успехи. Мои методы обучения были действительно несущественными, пока я фактически не препятствовал их обучению. И когда эти студенты закончили бы учиться у меня, они бы проигнорировали сообщение о том, что обучение заканчивается. Они просто бы продолжили свое непрерывное обучение”. Получаются “ножницы”: те, кто хотят добывать знания, самопродвигаемые, делают это успешно и с компьютером, и без него, и фронтально, и наедине с учебником; те же, кто ценит в образовании сопутствующие удовольствия (общение со сверстниками, самоутверждение и т.п.) – таким мешают и учитель, и компьютер. Для последних Интернет никогда не перестанет быть Диснейлендом, красивой дорогой игрушкой с видимостью серьезности и взрослости и минимумом пользы.
Получается: “Уходя – уходи!”? Развод и никаких перспектив? Но продолжим аналогию: всегда ли вмешательство в семейную жизнь двоих третьего, постороннего лица (ну, или другой части тела) заканчивается разрывом отношений Мужа и Жены? Ведь далеко не всегда! Если отношения в семье строились на взаимном уважении и ценности уз, если привязанность и взаимная забота крепки, то “шквал” эмоций может не разрушить, а закалить отношения. (Заметили, как изменился стиль Автора? – это он подходит к родным педагогическим штампам и патетическим лозунгам следующих фраз.) Если отношения учителя и ученика строились на взаимном уважении к личности, а процесс обучения был взаимным, даря радость творчества и открытий обоим субъектам учебно-воспитательного процесса, не потерявшим (правда, вопреки разным внешним воздействиям, давлению разных социальных факторов) способность учиться и просто восхищаться перед Новым, Красивым, Интересным – для таких отношений Интернет не мифологический враг, а реальный помощник и союзник. (Фу-у-у-у-у…) Одним из таких плодотворных творческих решений указанного противоречия и является дистанционное образование.
И главным становится вопрос о том, как совместить использование достоинств с успешным преодолением недостатков электронного, экранного обучения. И те, и другие общеизвестны, поэтому (не претендуя на полноту), просто обозначим их “галочками”:
|
Достинства |
Недостатки |
- Оперативность контактов (по сравнению, скажем, с заочным образованием), возможность обратной связи, своевременного разрешения вопросов и получения помощи;
-
Огромные ресурсы, к которым может обращаться обучаемый (и преподаватель), в т.ч. иностранные;
-
Попутное овладение навыками работы с компьютером, электронной почтой, Интернетом;
-
Актуализация “правополушарного” типа мышления, иное, целостное восприятие и видение проблемы, вопроса и способа ответа на него; творческий рост;
-
Возможность нового уровня представления ответов, результатов работы в графическом, в т.ч. объемном, и видеорежимах.
-
Ориентация на обучение, не ограниченное заведомо рамками одного правильного ответа, а предполагающее множество правильных решений (т.е. опять-таки развитие креативных способностей обучаемого).
|
- Отсутствие живого общения и замена его суррогатами (увы, даже чат-конференция уступает обычной по качеству и стилю обмена мыслями, продуктивности);
-
Неодинаковая доступность Интернет-образования для разных слоев населения (в отличие от всеобщего среднего), выпадение ряда талантливых, но не имеющих доступа учеников из образовательной среды и замена их на “кормильцев”;
-
Компьютерофобия и просто гигиенические ограничения на продолжительную работу с машиной, гиподинамия;
-
Недостаточная отработанность поисковых систем для учебной и научной деятельности в Интернете, трудности поиска действительно ценной информации.
|
(Супругам психологи тоже рекомендуют составлять списки качеств себя и друг друга, а потом сравнивать точки зрения…
Смотря что считать дистанцией…
Сразу оговорюсь: на взгляды, излагаемые в этом, ключевом, по моему мнению, разделе, повлиял опыт работы в провинциальном лицее, дающем все-таки приличное профильное образование,
в первую очередь – опыт подготовки к Всеукраинским предметным олимпиадам и конкурсам научных работ Малой академии наук Украины.
Представляется, что существуют два варианта дистанционного образования: столичный и периферийный. Различаются они по подходам, возможностям, целям – наверное, и результатам, хотя судить об этом сложнее. Различаются столь разительно, что с точки зрения первого, возможно, второе – и не дистанционное образование вовсе. Смотря что считать дистанцией…
Столичный
речь идет не обязательно о Москве (Киеве, Минске), а вообще о крупном городе с мощной образовательной индустрией.
вариант характеризуют такие черты:
-
Профессионализм – сотрудники центров занимаются только дистанционным образованием, со всеми достоинствами и недостатками узкой специализации; зачастую - ВУЗовская база.
Техническое обеспечение – хорошие, новые машины с большой памятью и быстродействием, богатое программное обеспечение, хорошая связь и т.п.
Достаточно большое количество учеников
– есть возможность выбора, комплектования групп занятий, основанная на достаточно высокой вероятности сочетания желания учиться и материальной возможности оплатить хорошее обучение.
Высокая стоимость образовательных услуг , покрывающая не только расходы на первые два пункта, но и на активную рекламу.
Отработанность, обкатанность методик , проверенных на многих поколениях учеников, системный подход.
Интернет выступает в первую очередь как средство связи между преподавателем и обучаемым, обеспечивая оперативность и двусторонность контактов.
Еще полгода назад у меня, классического “учителя-меловика”,
жаргонный оборот, называющий так учителя, способного при помощи только доски и мела объяснить самую сложную тему.
такой список достоинств вызвал бы немой восторг и трепет в животе. Сегодня же – с опытом – пришло новое видение возможностей Интернет-образования, постепенно складывающееся в устойчивую позицию.
Стоит ли перечислять черты провинциального Интернет-образования? Измените в предложенном выше списке полярность – и получите верный результат. Компьютерный класс с хилыми “четверками” (а в школах еще хуже), без выхода в Интернет; безобразная связь там, где в Сеть можно выйти; все попытки, чаще оборачивающиеся потугами, только в свободное от уроков время; и всё на ощупь, в слепую, переоткрывая для себя известное другим.
Из этих недостатков и прорастают достоинства провинциального ДО!
На что всегда жалуется провинция? На недостаток умных, желающих учиться, а то и по-настоящему талантливых детей? Нет. Такие дети, в соответствии с законами генетики, рождаются и у родителей в глуши. Нет, жалуются провинциальные преподаватели на невозможность доступа к качественной информации, трудность контактов с “товарищами по оружию”, методический голод. Все эти проблемы решает Интернет (с очевидными техническими оговорками выше).
Как выглядит провинциальное Интернет-образование по мнению автора? Учитель, ставящий перед учеником определенные задачи (или помогающий решать поставленные другими), оказывается сидящим за одним столом с учеником, и вынужден, чтобы быть “в форме”, сам расти, развиваться и учиться. Снимается пресс авторитарного давления на ученика и вкушения сладости власти, о котором писал К. Килиан в уже упоминавшейся статье “Клик-кланк”. Интернет становится тем, чем он должен быть – средством, а не целью.
Рассуждения стоят гораздо меньше практики, поэтому проиллюстрирую их самым свежим примером из опыта работы. Одной ученице 11-го класса химико-биологического профиля пришли очередные задания Открытого лицея “Всероссийская заочная многопредметная школа” МГУ. Среди вопросов по цитологии был и такой (в упрощенном пересказе – и все равно пусть простят меня небиологи…):
Почему в молекулах гистонов (белков, на которые “намотана” ДНК в хромосомах) в период клеточного цикла, когда происходит удвоение молекул ДНК, остатки основных аминокислот (лизина, аргинина и гистидина) подвергаются химической модификации?
Ответ на этот вопрос можно было дать и теоретически: глобула гистонов, имеющая положительный заряд, образует комплекс с ДНК, которой, как и всякой кислоте, присущ отрицательный заряд, на основе электростатического взаимодействия. Когда должна происходить репликация (самоудвоение) ДНК, последняя должна быть отделена от гистонов, что и достигается за счет модификации основных аминокислотных радикалов, снимающей заряд. Но увлечение Интернетом,
передавшееся от преподавателя к ученице, позволило ответить на этот вопрос так. В
PDB (Банке белковых структур - http://www.rcsb.org/) была общими усилиями найдена и “скачана” молекула одного из гистонов. Потом с помощью программы
Rasmol (и – отчасти - преподавателя информатики) в этой молекуле были выделены и крупно показаны остатки основных аминокислот, после долгих “вращаний” было найдено наиболее показательное положение молекулы (наглядно показывающее, что эти радикалы обращены наружу). Для сравнения был сделан вариант структуры гистона с выделенными гидрофобными радикалами, “спрятанными” внутри белковой молекулы. После этого осталось экспортировать рисунки в графический редактор, создать текстовый файл с пояснениями и рисунками, распечатать и отослать проверяющему.
(Могу выслать и другим интересующимся.)
Подобного рода работы учат использовать Интернет не как библиотеку готовых рефератов и иллюстраций, которые можно копировать и выдавать за свои, а как средство расширения возможностей творческого поиска развивающейся личности.
Наверное, идеальным вариантом было бы сочетание провинциального ДО со столичным, профессионалы которого могли бы по достоинству оценить развивающие потенции периферийного крыла. В таком случае ответ на вопрос можно было бы высылать не в виде жесткой копии, припаянной принтером к листу бумаги, а в объемном виде, с указанием необходимых операций. Проверка такого ответа доставила бы удовольствие и столичным педагогам.
Кроме того, провинциальное ДО, которое “ближе к народу”, могло бы уберечь столичное от опасности соскальзывания с пути развития креативных качеств учащихся. Поэтому ответ на заданный коллегам в “Визитке” вопрос
“Можно ли считать
Internet-уроком такой урок, в котором используется материал, найденный учителем в
Internet'е предварительно, а на самом уроке нет прямого обращения к ресурсам
Internet'а?”,
очевидный для столичного ДО (“Конечно, нет! Что за глупости!”) не так однозначен для провинциала. Чему мы хотим научить ученика – искать информацию или осмыслять ее, применяя для решения прикладных задач? Ведь принципы поиска нужного слова, текста одинаковы (ну, или, по крайней мере, сходны) в локальной сети кабинета информатики и Всемирной сети – а применить найденные сведения можно и без
on-line'а.
С Интернетом связан третий коренной сдвиг в изменении представлений человека о мире и расстояниях в нем. Первый был вызван Великими географическими открытиями, второй - выходом за пределы поверхности планеты, началом космической эры.
WWW стирает преграды и расстояния, делая несущественными разделяющие людей за компьютерами дистанции. Поэтому её детище, дистанционное образование, как наиболее динамичная и гибкая из современных образовательных систем, должна быть последовательной в стирании сословных различий и преград. Вместе с тем ДО предстоит осмыслить накопленный в других системах опыт, не сбрасывая (по-Пролеткультовски) с парохода современности учителей-меловиков. “Не спешите нас хоронить” – из нас тоже могут получиться неплохие дистанционные учителя! Мы не только можем, мы хотим этого.
|
|
|
|
|