Навигация

"Игра и биология"

Главная
Об авторе
     Урочное:
Биология + компьютер:
         полные уроки по типам
Компьютерные программы
         на уроках
 Биософт                 Планшет
 Учебные рисунки и
           карикатуры
 Фотографии           Проекты
 Художественная
         литература на уроке
 Наглядные пособия, игры
 Олимпиадное
 Книги и статьи
 ''Биология-10'': практикум +
         попытка учебника
 ''Игра и биология''
 ''Информационная
       культура и/или компьютер
       на уроках биологии''
 ИУМК ''Экология.          Конструирование
         биосферы''
 Проектно-ролевая игра
         ''Генная инженерия''
 ''Библейская генетика''
 Рабочие тетради
         по общей биологии
 Педагогическое
 Блог

Дистанционный курс "Игры в преподавании биологии"

Страница курса "Использование игр на уроках биологии" на сайте ПУ "Первое сентября": лекции 1-4, 5-8; все лекции в MS Word  в одном архиве (19 Мб, с цветными картинками)

См. видео лекции Дмитрия Кнорре "Биология и игра" (от "Жизни" Конвея до EteRNA, FoldIt и, конечно, настольной "Эволюции")

 

«Реальность, именуемая Игрой, ощутимая каждым, простирается нераздельно и на животный мир, и на мир человеческий. Следовательно, она не может быть обоснована никакими рациональными связями, ибо укорененность в рассудке означала бы, что пределы ее — мир человеческий. Существование игры не связано ни с какой-либо ступенью культуры, ни с какой-либо формой мировоззрения. ... Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти любую абстракцию: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру — нельзя.»

Й. Хёйзинга «Homo Ludens» – «Человек Играющий»

Практически все педагоги используют игровые моменты на уроках (и большие, сложные внеурочные игры) интуитивно, не углубляясь в природу игры, ее происхождение, роль в человеческой культуре – пожиная конкретные плоды: повышение познавательного интереса учащихся, возможность преподнести, применить и закрепить знания в более яркой форме и в менее принужденной обстановке. Вместе с тем для учителя, которому недостаточно только проводить уроки, который ставит пред собой задачу развития разных способностей (у учеников и самого себя), игра является естественной стихией, средой обитания.

Цель курса – показать возможность использования игр разного уровня и степени сложности на уроках биологии и в других образовательных событиях в школе. Как правильно выбрать игру, какой обучающий результат может быть получен, что в опыте педагога поможет (а что может помешать) в конкретной игропрактике и какое приращение сам учитель сможет получить в выбранной игре – вот основные вопросы, стоящие перед курсом. Он – не формальная энциклопедия (сродни средневековым бестиариям); это своего рода «примерочная», в которой можно подобрать игровые навыки, которые будут «к лицу» нажитому педагогическому опыту. Каждая лекция, кроме описания определенного класса игр и способов работы с ними, акцентирует внимание на каком-то одном из свойств игры: юморе, таинственности, азарте, элементе напряжения и др. В курсе представлены разные по продолжительности (от нескольких минут до нескольких месяцев), охвату материала (от абзаца параграфа до полного курса и междпредметного проекта) и направленности игры, объединенные биологической основой и игровым началом как свободной, активной, самоподкрепляющейся деятельностью, стоящей над всем тем, что разделяет людей в их повседневной жизни.

 

1. Игра: понятие, свойства, история. Урок и игра

В первой лекции дается анализ игры как явления культуры по книге Й. Хейзинги «Homo ludens», рассматриваются общие свойства игры, которые применяются к уроку как сложной, многоуровневой и разноплановой игре, точнее – комплексу очень разных игр. От примера конкретного урока по высшей нервной деятельности человека предстоит перейти к классификации игр и оценке игрового начала в разных типах уроков, а также проанализировать по принятой в курсе схеме несколько игр, в т.ч. игровой элемент для практической работы по факториальной экологии.
2. Логические игры и биологические задачи

Развитие логического мышления неразрывно связано с формированием и развитием речи, второй сигнальной системы, а эволюция речевого общения неотделима от логических игр разного уровня: от парадоксов, апорий и силлогизмов до организованного спора и дебатов. Поэтому логические игры эффективны в формировании учебных умений, в т.ч. проверяемых ЕГЭ – выявлять причинно-следственные связи биологических событий, обобщать, анализировать и сравнивать. Кроме того, в лекции рассматривается связь между играми и юмором, смехом как одной из важнейших эмоций.
            NB. Порнопьеса "Треугольник" о логических играх (там и биологические есть - задачи по кладистике, как эта)
3. Эрудиционные и экспертные игры на уроке/вне урока

Игры, в которых ведущая роль отводится эрудиции, весьма разнообразны: от кроссвордов, скрэба до популярных телешоу («Своя игра», «Первый миллион», «Что? Где? Когда?»). Насколько эффективно их применение в преподавании биологии, к каким трудностям и ошибкам надо быть готовым?
            NB. "Суд над флогистоном", рис. к вопросу "ЧГК" о фильме (отсюда)
4. Пространственные игры: от трехмерной задачи к биологическому действу

Развитие пространственно-образного мышления: переход от схемы, чертежа, карты к реальному объекту – и обратно, к моделированию процесса или явления через движение, действие с трехмерным объектом – не только важная развивающая цель процесса обучения, но и букет интересных биологических задач и игр от молекулярного и эмбриологического оригами до постановки мини-шоу о нейронных цепочках или о митозе и мейозе.
5. Вероятностные (азартные) игры vs стратегические игры

В лекции рассматривается роль случайности в механизмах формирования поведения и того, как стратегические игры (или их отдельные элементы) могут быть применены на уроках (на примере карточной игры "Gene Pool" и других - и настольной игры «Эволюция» как модели «биологической гонки вооружений» и введения в генетические алгоритмы).
           NB. Настольные игры
6. Ролевые игры: выход за рамки себя и урока

Несмотря на явную внеурочность большинства ролевых игр (среди исключений – настольные игры с ролевым элементом, например, «Пандемия», моделирующая борьбу с эпидемиями), на их основе возможны весьма нетривиальные межпредметные проекты. Процесс создания и проведения таких игр (пример с сюжетом, построенном вокруг экологической катастрофы на острове, рассматривается в лекции) может дать учителю возможность взглянуть на свою педагогическую деятельность с новой точки зрения: ведь традиционные дидактические инструменты в такой игре недоступны.
           NB. "The Gamers",  урок чешского по ролевой игре (3,7 Мб)
7. Проектно-ролевая игра: от урока к курсу

Рассмотренные ранее ролевые игры имеют свои достоинства, учебные проекты – свои, причем зачастую совершенно иные. Как объединить достоинства столь разных видов игр, и получить жизнеспособный, плодовитый гибрид: проектно-ролевую игру-деятельность? В лекции представлена методика организации и проведения проектно-ролевой игры, разработанной и опробованной автором в разных вариантах – от отдельного урока (итоговый урок по теме «Селекция, биотехнология») до целого курса («Экология. Конструирование биосферы»).
8. Компьютерная игра и урок биологии

Можно ли представить школу, где ученики учат историю по «Civilization», астрономию и физику по космическим играм – или эволюцию и экологию по «Evolution» или «Spore»? Встречный вопрос: может ли процесс обучения с печатным/электронным учебником быть столь интересным, захватывающим – при нужном уровне научности и дидактичности? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно познакомиться с существующими компьютерными играми (включая «серьезные игры», serious games) и тенденциями их применения в европейском и американском образовании.
           NB. "Ben X", Серьезные игры из NCIS
 

 Презентация "Обучающие игры в цифровую эру" (1,9 Мб), текст и обсуждение выступления в Сборнике II конференции «Современная дидактика и качество образования» (01.2010, Красноярск) и несколько слов о конференции в блоге.

Десятый московский педагогический марафон учебных предметов, 31.03.2011: День учителя биологии
Семинар
"Игровые новинки в преподавании общей биологии" - введение в курс "Игры на уроках биологии".
 Презентация к семинару
, полная фотогалерея выступления, о Марафоне в блоге.

Презентация "Открытая коллекция":
Биология, 9 класс
Игры и пособия Карточные игры:
RIKEN CDB
Карточные игры:
Gene Pool
Карточные игры:
Evolution Earth: Cataclysm
Настольные/карточные игры:
Эволюция
Настольные игры:
Пандемия

Всероссийский съезд учителей биологии (28-30 июня 2011 г., Москва, МГУ), презентация  "Интерактивные модели и обучающие игры в повышении интереса к биологии" (секция 1: Повышение биологической грамотности в средней школе, см. видео на сайте UniverTV) + об аналоговых пособиях.
См. записи с тэгом "игра" в блоге
, хороший каталог по образовательным играм на symbaloo и презентация playing to learn на prezi.