Навигация

Урочное использование планшетного компьютера

Главная
Об авторе
     Урочное:
Биология + компьютер:
         полные уроки по типам
Компьютерные программы
         на уроках
 Биософт                 Планшет
 Учебные рисунки и
           карикатуры
 Фотографии           Проекты
 Художественная
         литература на уроке
 Наглядные пособия, игры
 Олимпиадное
 Книги и статьи
 ''Биология-10'':
         попытка учебника
 ''Игра и биология''
 ''Информационная
       культура и/или компьютер
       на уроках биологии''
 ИУМК ''Экология.          Конструирование
         биосферы''
 Проектно-ролевая игра
         ''Генная инженерия''
 ''Библейская генетика''
 Рабочие тетради
         по общей биологии
 Педагогическое
 Блог

"Времена меняются: семь лет назад [в 2002 г.], занимаясь с учителями на курсах повышения квалификации, автор формулировал некое Золотое правило применения современных информационных технологий так: «То, что на уроке можно сделать лучше, эффективнее без компьютера, надо делать без компьютера». Сейчас правило будет иным: рациональность использования ИКТ описывается скорее как «Умение применять простейший инструмент (прием), адекватный задаче, с максимальным эффектом». Причина такой смены правил – в даже не представлявшемся семь лет назад многообразии компьютерных средств обучения и вариантов их комплектации и использования в образовательных учреждениях: пределом мечтаний тогда был один компьютер в классе с приличным монитором."

Начиная разговор о планшетных компьютерах и их использовании в обучении биологии, вынес в эпиграф самоцитату (из первой лекции курса "Информационная культура и/или компьютер на уроках биологии") не случайно. Здесь будут собраны примеры, когда использование планшета более эффективно в сравнении с другими устройствами.

Рис. отсюда, "Тыц-тыц-тыц".

1. Использование готовых учебников
В России в рамках проекта ЭОР-24 в 2012 г. ФИРО усилиями компаний-разработчиков образовательного ПО собрал и апробировал набор прототипов электронных учебников. Среди них была и биология (7 класс, многообразие растений), разработчик - ФИЗИКОН по учебнику БИНОМа.
Ниже - скриншоты прототипа: оглавление, страница учебника, модель к теории и модель в "Рабочей тетради", проектное задание и всплывающее окно.

"Типовая модель электронного учебника" (Л.Л. Босова, Д.И. Мамонтов, А.Г. Козленко, В.В. Теренин // Открытое и дистанционное образование. Томск, 2012, № 2 (46). С. 58-65)
В статье описываются возможности современных электронных учебников, в т.ч. для мобильный устройств - смартфонов и планшетных компьютеров; приводятся подходы к представлению образовательного контента и описания дизайн-эргономических решений.
2. Цифровой микроскоп из планшета
У планшетов камеры достаточно мощные и имеющие достаточную глубину резкости, чтобы использовать их для захвата изображений с обычных микроскопов (сравнение фотографий других цифровых камер можно посмотреть тут). В сочетании с инструментарием создания рукописных примечаний (в планшете Samsung Galaxy Note 10.1 - это стилус и программа S-Pen) получаем средство моментального создания пояснений к увиденному в микроскоп. Сбор и показ таких рисунков (их можно экспортировать в PDF и JPEG
) позволит сразу же выяснить, то ли видели в микроскопы обучающиеся, что хотел показать учитель. См. "Руководство по микроскопированию".

3. Цифровой гербарий с GPS-координатами на этикетке
Камера планшета обычно интегрирована со средством GPS-позиционирования. Поэтому, собирая коллекцию фотографий живых организмов (наиболее точной каталогизации обычно требуют гербарные карточки), можно не беспокоиться о том, что позже не удастся вспомнить, где именно был сделан снимок. Если включить тэг GPS (первый скриншот, всё на примере программ Samsung Galaxy Note 10.1 с операционной системой Android 4), то можно спокойно фотографировать: координаты мест съемки останутся в описании снимка. Более того, можно показать на карте, где именно был сделан снимок.
Растение узнали? Побег не ахти, зато занят делом - вегетативным размножением. Хороший побег и орехи можно посмотреть тут.

4. Цифровой планетарий - Google Sky Map
Замечательное приложение (для уроков природоведения и походов) с картой звездного неба, показывающей также положение планет и Солнца. Кроме того, что приложение берет время и
GPS-координаты и показывает карту неба именно для точки, где находится пользователь, за счет гироскопов демонстрируется именно тот участок карты, куда направлена задняя стенка планшета.
Карту можно масштабировать привычным движением пальцев, а также отключать линии созвездий, планеты и др., превращая работу с Google Sky Map в серию заданий.
На Всероссийском съезде учителей биологии (28-30 июня 2011 г., Москва, МГУ) Д.Н.Кавтарадзе провел
мастер-класс об играх в преподавании экологии ( см. видео "Экология в имитационных моделях и играх"), где показал много старых (известных по книге) и новых игрушек, в т.ч. аналоговый вариант цифрового планетария Google Sky Map - зонтик из какого-то испанского музея науки с картой звездного неба (справа). Ср. с картой звездного неба на глиняном диске (Шумер, 3000 лет до н.э.), отсюда.

Вопросы, предложения, обсуждения - пишите по электронной почте, всё будет добавлено на эту страницу