Навигация

Работа с графикой на уроке биологии (графические редакторы)

Главная
Об авторе
     Урочное:
Биология + компьютер:
         полные уроки по типам
Компьютерные программы
         на уроках
 Биософт                 Планшет
 Учебные рисунки и
           карикатуры
 Фотографии           Проекты
 Художественная
         литература на уроке
 Наглядные пособия
 Олимпиадное
 Книги и статьи
 ''Биология-10'':
         попытка учебника
 ''Игра и биология''
 ''Информационная
       культура и/или компьютер
       на уроках биологии''
 ИУМК ''Экология.          Конструирование
         биосферы''
 Проектно-ролевая игра
         ''Генная инженерия''
 ''Библейская генетика''
 Рабочие тетради
         по общей биологии
 Педагогическое
 Блог
 Рассмотрите открытый в графическом редакторе Paint  Строение листа (правая кнопка мыши: Сохранить объект как...).
С помощью кнопок на панели инструментов графического редактора Paint раскрасьте рисунок по типам и клеток и тканей. Для работы вам потребуется сначала выбрать определенный цвет в таблице условных обозначений с помощью инструмента "Выбор цветов" ("Пипетка") , а после этого с помощью инструмента "Заливка" закрасить в соответствующий цвет клетки. Межклеточное пространство и внутриклеточные пустоты мертвых клеток должны остаться белыми. По окончанию работы сохраните файл (пункт главного меню "Файл" - "Сохранить").
Можно аналогичную работу проделать и с рисунком
строения корня. Варианты ответов: лист, корень.
Мозговая активность в норме и под действием кокаина
С помощью ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии) могут быть получены карты активности разных органов при определенных воздействиях. В данном задании надо раскрасить (образцы цветов есть в файлах задания) сравнить две ПЭТ-карты мозга -  нормальной активности и активности  под действием длительного употребления кокаина (рис. по 3 Мб).
Это замечательное задание (в аналоговом варианте) предложено в проекте Learn.Genetics университета штата Юта (скачать разработку занятия).
 Есть фотография (или эта) валуна (Красноярск, заповедник "Столбы", столб Львиные ворота, октябрь 2007 г.) на котором видны стадии сукцессии на камне – голая скала, накипные лишайники, кустистые лишайники и мхи, травы, кустарники.
Выберите программу, при помощи которого можно создать схему поверх фотографии, показав, где какая стадия, а также градиенты факторов, ограничивающих сукцессию (ведь фактически мы видим относительно устойчивую систему, биоценоз, который скорее воспроизводит, "портретирует" сукцессию).

Фотосинтетические пигменты и спектры
 Перестройте в MS Paint диаграмму (рис. слева) поглощения света хлорофиллом а в схему, на которой показаны тремя широкими стрелками, состоящими из 6-7 полос разного цвета каждая, потоки падающего, поглощенного и отраженного света. Перестроенная таким образом диаграмма наглядно показывает, почему листья имеют зеленый цвет.

Вариант ответа.

Аналогичное задание можно выполнить и для других фотосинтетических пигментов (см. инфограмму справа вверху на английском и русском языках и файл с характеристиками спектров поглощения разных пигментов, а также спектральным составом солнечного света и долей излучения, проходящего через слой воды).
Д
ля более точного и удобного решения задач в интерактивном режиме стоит воспользоваться моделью из ИУМК "Экология. Конструирование биосферы" (рис. справа внизу).

Ортопантомография – один из современных методов рентгенологического исследования, проводится с целью диагностики стоматологических заболеваний и контроля эффективности проводимого лечения. Ортопантомограмма (ОПТГ) – это рентгеновский снимок, который даёт представление о состоянии зубов, костной ткани челюстей, височно-нижнечелюстных суставов, гайморовых пазух.
 Рассмотрите ортопантомограмму. Найдите разные типы зубов, подсчитайте их количество и процент от исходного, оцените состояние; представьте полученные данные в виде диаграммы. Какие из зубов подлежат удалению и почему Вы так думаете?
Справа - один из рентгеновских снимков цветков, которые сделал Brendan Fitzpatrick.
 Рассмотрите фотографии из подборки на сайте или в архиве. Какие из них наиболее эффективны в изучении биологии растений? Выберите 2-3 самых эффективных. Сравните с МРТ цветков -
на этой странице ниже.
См. для сравнения великолепную подборку старинных рисунков по анатомии растений и атлас Dodel-Port Atlas (1878-1883, рис. слева) на BibliOdyssey.
Еще одна подборка рентгеновских снимков растений и животных, раскрашенных в Фотошопе - Arie van 't Riet, Нидерланды. См. подборку на сайте автора или в архиве (а также выступление на TEDxGroningen 2013). Редкие рентгеновские снимки ящериц, птиц, обезьян могут пригодиться и сами по себе.
Учебный рисунок и цифровой микроскоп
Всем хорош цифровой микроскоп (или камера для видеозахвата), но простота копирования изображения и вывода на печать может похоронить столь важный для биолога навык, как создание учебного рисунка. Посмотрите приведенную пару "фотография-рисунок" (с сайта Zoologie), чтобы оценить, насколько это важный навык. См. также рисунок внешнего строения саранчи перелетной как самостоятельный художественный объект (источник, автор - Paula Dută, Timisoara, Romania; к уроку по насекомым).
Крайняя справа фотография поясняет, как можно рисовать по клеточкам объемный объект (кликабельно, отсюда, см. также
Scientific Illustration).

 Рассмотрите микрофотографию кожи в Фотоальбоме и постарайтесь сделать учебный рисунок в аналоговом варианте (карандашом) и обработать в каком-нибудь мощном графическом пакете до состояния учебного рисунка. Сравните с возможностями работы на планшете.

Пример того, как это может быть реализовано - ключ к микрофотографии капли морской воды (источник):
1 - личинка краба,
2 - цианобактерии,
3 - диатомовые водоросли,
4 - веслоногие,
5 - морские стрелки,
6 - икра рыб,
7 - морской многощетинковый кольчатый червь.

Традиции такого обозначения объектов идут от научных изданий позапрошлого века, в которых цветные иллюстрации-вклейки обычно снабжались полупрозрачным листом тонкой ("папиросной") бумаги с контурными изображениями, номерами и подписями. Справа пример из книги "The Royal Natural History" Ричарда Лидеккера (Richard Lydekker. Volume 6. Published by Frederick Warne & Co 1896) - иллюстрация, посвященная мимикрии у насекомых, с ключом на отдельном листе.
И в завершение темы - пример использования учебного рисунка в рекламе. На фотографиях – лайтбокс с рекламой одного из учреждений московского общепита, основанный на сочетании фотографии и почти учебного рисунка.

"Народная" анатомия
Интересные работы можно найти у современных художников, черпающих вдохновение в народных, фольклорных мотивах. Справа два примера таких работ граффити об анатомии кенгуру в Аделаиде, Австралия, в стиле австралийских аборигенов (отсюда) и стоматологическая керамика Heather Galler из Нью-Йорка (на сайте художника много работ, посвященных анатомии и других органов).
Было бы интересно продолжить ряд, например, матрешками с особенностями строения органов брюшной полости, панно в стиле Гжеля или петрикивской росписи и т. п.

Формула цветка vs диаграмма
*О3+3 Т3+3П(3)

Жаль, что из школьных программ исчезли диаграммы цветков - они значительно более наглядны, чем формулы, и проще для понимания. Особенно если есть такие замечательные анимации, которые наглядно показывают, как строятся такие диаграммы (
gif-анимация отсюда, есть и другие МРТ-анимации по ботанике).
Источник ссылки.
Также можно посмотреть другие задания по "раскрашиванию" картинок: урок "Деление клетки: митоз", страницу Учебные рисунки и карикатуры и статью курса "Информационная культура и/или компьютер на уроке биологии"  Образ и звук на уроке биологии: удобство как целесообразность ( 1 часть (лекции 1-4))