Навигация

III. Подробное описание этапов игры, деятельности участников на разных этапах игры

Главная
Об авторе
     Урочное:
Биология + компьютер:
         полные уроки по типам
Компьютерные программы
         на уроках
 Биософт                 Планшет
 Учебные рисунки и
           карикатуры
 Фотографии           Проекты
 Художественная
         литература на уроке
 Наглядные пособия
 Олимпиадное
 Книги и статьи
 ''Биология-10'':
         попытка учебника
 ''Игра и биология''
 ''Информационная
       культура и/или компьютер
       на уроках биологии''
 ИУМК ''Экология.          Конструирование
         биосферы''
 Проектно-ролевая игра
         ''Генная инженерия''
 ''Библейская генетика''
 Рабочие тетради
         по общей биологии
 Педагогическое
 Блог

 1. Подготовительный этап. 

Решение организационных и педагогических вопросов, необходимых для проведения игры. 
На этом этапе учитель принимает основные решения, связанные с организацией игры. После общего знакомства с планом и структурой игры, ее задачами, видами деятельности учащихся определяются:

  • сроки игры, ее временные рамки; 

  • контингент, участвующий в игре;

  • форма проведения стартового и итогового занятий (в урочное или внеурочное время; эффективнее, если стартовое занятие будет частью урока, а результирующее проведено во внеурочное время);

  • основная направленность и приоритеты игры, реализуемые межпредметные связи и степень участия других учителей-предметников.

Далее необходимо согласовать с администрацией учебного заведения план проектно-ролевой игры и возможность использования необходимых для ее проведения помещений, оборудования, доступа в Интернет и др. (например, возможный призовой фонд в тех или иных формах, хотя его наличие не является обязательным). 

При успешном решении организационных вопросов учитель организует взаимодействие с коллективом единомышленников-коллег, принимающих участие в реализации межпредметной составляющей. 
Далее определяются стартовые игровые условия, которые будут предъявлены ученикам (страна, в которой происходят игровые события, статус Комиссии по финансированию, временные рамки всех этапов игры), место учителя в ролевом пространстве. Принимается решение о способах формирования групп, при необходимости анализируется текущая успеваемость, готовятся задания для контроля знаний с учетом предстоящей проектно-ролевой игры. Определяются критерии оценивания деятельности участников игры и формы поощрения (кроме заложенного в самой игре - успеха проекта при его презентации и защите). 
При необходимости и возможности приглашается научный консультант (сотрудник НИИ соответствующего профиля, преподаватель высшего учебного заведения, студент-старшекурсник, более опытный коллега из другой школы). Научный консультант может помогать учителю, ведущему игру, на поисково-исследовательском этапе (для консультирования авторов проектов, "зеленых", представителей других общественных организаций) и/или непосредственно участвовать в результирующем этапе (заседании Комиссии по финансированию научных разработок - как независимый консультант или как член Комиссии). На поисково-исследовательском этапе за консультацией можно также обращаться (при наличии доступа и опыта работы в Интернет) к специалистам, работающим в других городах. В этом случае учитель предварительно списывается по электронной почте с теми людьми, которых он хотел бы пригласить в качестве консультантов, и при получении согласия оговаривает с ними возможные формы общения (адреса электронной почты, номера ICQ для контактов, чаты, форумы и другие варианты онлайнового общения). Т.к. этот вариант консультирования требует большего времени, стоит предусмотреть большую продолжительность поисково-исследовательского этапа. 

2. Стартовый этап.

Начинается с объявления учащимся о том, что проектно-ролевая игра будет проводиться, и рассказа о том, что она собою представляет. 
Учитель, который организует игру: 

  • Знакомит учащихся с идеей игры, ее структурой, результатом, видами деятельности (ролями) участников. 

  • Объясняет принципы финансирования научных исследований через систему грантов, основные требования к заявкам на гранты (они будут детально рассмотрены ниже). 

  • Осуществляет управление делением учащихся на группы, предлагая принципы подбора членов групп руководителями, фиксирует его результаты. 

  • Оговаривает подробно сроки подготовки проектов, виды деятельности каждой из групп учеников. 

  • Составляет и знакомит учащихся с графиком индивидуальных и групповых консультаций, их возможным содержанием. При наличии научных консультантов объясняет способы взаимодействия с ними, а также сообщает авторам проектов, что они могут самостоятельно искать возможности получения консультаций в Интернет. 

  • Сообщает, какие преподаватели других предметов принимают участие в проектно-ролевой игре, на какую помощь могут рассчитывать участники, каковы способы взаимодействия с ними.

  • Предлагает список рекомендуемой литературы (и саму литературу), веб-ссылки на наиболее полезные ресурсы Интернет. 

  • Поддерживает рабочий ажиотаж вокруг игры, создает соответствующий эмоциональный фон, необходимый для ее успешной реализации.

Ученики определяют для себя роли, в которых они будут выступать в проектно-ролевой игре, формируют рабочие группы для совместного выполнения проектов и распределяют обязанности внутри них. Если учитель предоставляет возможность формирования общественно-политических организаций и движений самим ученикам, то оговаривается, кто будет в них входить и к какому сроку (и в какой форме) будут объявлены названия и цели общественных организаций. Руководители проектно-исследовательских групп еще перед набором своих коллективов продумывают оптимальный состав по распределению ролей. Стартовый этап заканчивается с формированием групп и началом их работы над проектами. 

3. Поисково-исследовательский этап.

А) Учитель.
Желательным является составление графика консультаций для всех участников проектно-ролевой игры. Основные категории участников (руководители и сотрудники научных коллективов, небольших генно-инженерных фирм; представители природоохранных организаций, "зеленые") нуждаются как во фронтальной, общей консультации, так и в оговоренном, запланированном времени для групповых консультаций по конкретным проектам. Для других категорий участников (представители религиозных и общественных организаций, широкой общественности, сотрудники средств массовой информации) достаточно одной общей консультации о видах игровой деятельности, дополняемой индивидуальными ответами на актуальные вопросы. 
Особого подхода требует работа с экспертами (членами Комиссии по финансированию, а также - при наличии - экономистом и юристом): в начале поисково-исследовательского этапа достаточно наметить наиболее важные, узловые вопросы, на которые следует обратить внимание при подготовке к экспертной деятельности; перед заседанием важно Комиссии провести тщательную консультацию не только по научным вопросам, но и по организации занятия, совмещению в ходе него руководящих и экспертных функций, подходам к принятию решений. На этой консультации оговариваются также критерии оценивания проектов. В качестве примера можно использовать одну модельную разработку, которую членам Комиссии предлагается оценить по основным критериям, например, таким: а) уровень проработки проекта (тщательность описания, продуманность этапов исследования, методики), б) научная непротиворечивость, принципиальная осуществимость, в) оригинальность идей и предлагаемых методов, г) обоснованность бюджета, потенциальная прибыльность использования продукта, д) предоставляемое Комиссией финансирование (т.е. оценка проекта).
Деятельность организатора игры на этом этапе очень важна. Т.к. продолжительность поисково-исследовательского этапа может быть довольно большой (от 3-5 дней до двух недель), а сама деятельность - скрытой, учителю необходимо поддерживать у участников высокий интерес к игре и готовить их к ролевой защите проектов. Уже на этом этапе в ходе консультаций имеет смысл обращаться к участникам игры не просто как к ученикам, а как к руководителям генно-инженерных фирм, корреспондентам, членам партий и организаций и т.п. 

Б) Члены Комиссии по финансированию.
Т.к. участники, входящие в эту группу, не готовят самостоятельного проекта, они используют время этого этапа для повышения уровня знаний по вопросу. Необходимо, чтобы члены Комиссии представляли себе основные методы биотехнологических и генетико-инженерных исследований, реальные современные достижения и перспективные направления в растениеводстве, животноводстве, медицине и др. 
Члены Комиссии по финансированию готовят документы, в которых будет вноситься в ходе заседания Комиссии рабочая информация, оговаривают критерии оценивания проектов и числовые величины (баллы) шкалы оценивания, проводят на консультации разбор и оценивание модельного проекта, предложенного организаторами игры. 
Внутри Комиссии возможно распределение ролей как по должностному признаку (ведущий заседание руководитель Комиссии, научные эксперты, занятые оцениванием проектов), так и по отраслям исследований (один изучает детально задачи и методы эмбриобиотехнологии, другой - генетической инженерии растений, третий - животных и человека и т.п.). 

В) Проектно-исследовательские группы.
Именно они - основные участники игры, т.к. на них ложится выполнение проектов. Поэтому определим наиболее важные вопросы, на которые стоит обратить внимание участникам, входящим в созданные для проектно-ролевой игры научные коллективы, генно-инженерные или биотехнологические фирмы. 
Работа над проектом может быть разделена на два направления: внутренне, "для себя", и внешнее, "для других". Внутреннее направление - это непосредственно работа над проектом внутри самой группы: обсуждение идей и принятие решения о теме проекта, методиках и ожидаемых результатах; подготовка описания проекта, работа с источниками информации и др. Внешнее направление деятельности связано с представлением проекта другим участникам игры: оформление заявки на финансирование, подготовка презентации, рекламно-ознакомительных материалов, выступление на заседании комиссии по финансированию. Представим в виде тезисов ряд важных вопросов, которые предстоит решить группам в рамках обоих направлений.

Руководителю проектно-исследовательской группы прежде всего предстоит организовать общее творческое обсуждение самого проекта. Лучше это сделать сразу, чтобы было больше времени на работу с деталями. На этапе генерации идей целесообразно использовать приемы и принципы "мозгового штурма" ("brainstorming" по А. Осборну). В ходе коллективного обсуждения целью является формулировка как можно большего числа разных тем исследований и возможных результатов. Все идеи фиксируются руководителем группы и лишаются авторства. Стоит отдавать предпочтение количеству высказанных идей, а не их качеству, идеи желательно высказывать короткими предложениями. Во время выдвижения идей запрещена их критика, неодобрительные замечания, иронические реплики. После небольшого перерыва руководитель зачитывает все идеи, предложенные группой, и происходит отбор наиболее оригинальных, творческих решений, которые оцениваются на научность и выполнимость и выбирается тема проектно-исследовательской работы. Желательно напомнить, что цель деятельности на этом этапе - получить финансирование для осуществления проекта.

Затем необходимо четко решить основные аспекты научной стороны проекта: определить точную формулировку: 

  1. темы исследования, 

  2. объектов (организмов, которые предполагается модифицировать), 

  3. предлагаемых с помощью методов генной инженерии и биотехнологии изменений в них, 

  4. методик, при помощи которых будет достигнут результат, 

  5. сроков осуществления и необходимого финансирования, 

  6. значения (пользы, экономического эффекта, благоприятных последствий) предлагаемых изменений. 

Далее происходит ознакомление с требованиями оформления отчета по проекту и заявки на получение финансирования (работа над заявкой подробно описана в пособии "Как просить деньги") и распределение ролей в группе для выполнения проекта и его оформления. На этом этапе работы над проектом начинается и решение ряда "внешних" вопросов: 

  1. Группа придумывает себе название. Это может быть как аббревиатура, например, ХарГенВГлаз (харьковская лаборатория по выращиванию генетически модифицированной роговицы для пересадок больным катарактой, название коммерческого подразделения - ГлазПром); так и латинизированные, подражающие названиям американских и западноевропейских фирм или утрирующие топонимы слова: RubiGen (генно-инженерная фирма из г. Рубежное Луганской обл.), OdessitCloning (клонирование великих одесситов) и т.п. 

  2. Создается эскиз логотипа фирмы. 

  3. Определяются основные черты презентации проекта и необходимого иллюстративного материала к ней (доклад с таблицами и иллюстрациями, презентация с использованием компьютера, например, в виде слайдшоу, серии веб-страниц или презентации MS PowerPoint).

  4. Определяется также презентационный комплект к заседанию Комиссии (табличка с названием и логотипом фирмы, буклеты, вымпелы или значки с логотипом фирмы, дискеты или компакт-диски с презентацией в электронном виде и т.п.), а также возможности его количественного исполнения (только для членов Комиссии, для членов Комиссии и других фирм, для всех участников игры).

Готовится обоснование проекта, на его основе составляются заявка на финансирование и бюджет проекта. 

Группа (руководитель) решает, кто будет представлять проект на заседании Комиссии по финансированию, этот участник готовит текст выступления. Целесообразно проведение репетиции доклада.

Подготавливается необходимый презентационный материал: оформляются логотип и табличка фирмы (исследовательской группы); оформляются таблицы, диаграммы и графики, демонстрирующие потенциальные достоинства будущих объектов, рост доходов потенциальных потребителей продукции. При подготовке электронных презентаций, например, в программе MS PowerPoint, также можно использовать графический материал: например, эффектно будут смотреться подготовленные с использованием компьютерной графики псевдофотографии генетически модифицированных организмов. Готовится раздаточный рекламный материал. Организаторам игры сообщают о необходимом для проведения презентации оборудовании.

В ходе всего проектно-исследовательского этапа руководитель группы (фирмы) осуществляет взаимодействие с прессой, но объем и содержание предоставляемой СМИ информации определяется, исходя из стратегии защиты проектов. Возможно, руководитель вообще решит не разглашать заранее идею проекта, рассчитывая произвести эффект на Комиссию, или, наоборот, заранее изложить аргументы против возможных возражений оппонентов, а то и ввести в заблуждение конкурентов, предложив несколько "потенциально перспективных" направлений исследований. 

Г) Представители природоохранных организаций, "зеленые". 
Участники могут как объединяться в единую группу (партию, организацию), так и действовать индивидуально. На этом этапе им необходимо ознакомиться с имеющимися публикациями (бумажными и электронными) с оценкой последствий реализации биотехнологических и генно-инженерных разработок для окружающей среды, желательно касающимися страны, выбранной местом проведения конкурса проектов. Необходимость достаточно быстро (за время заслушивания и обсуждения проектов) оценить потенциальную опасность для природы выдвинутых исследовательскими фирмами предложений требует основательной теоретической подготовки, а также знаний об экологических последствиях реализованных проектов, имевших широкий резонанс. 
После публикации в школьных средствах массовой информации сообщений о проектах "зеленые" могут более тщательно подготовиться к обсуждению предлагаемых разработок, однако лимит времени будет требовать от них умения быстро находить необходимую информацию (например, знания синтаксиса запросов поисковых машин Интернет). К заседанию Комиссии лучше выходить с заранее подготовленными вопросами, от ответов на которые будет зависеть итоговое мнение представителей природоохранных организаций о том или ином проекте.
Представители "зеленых" также могут подать заявку на грант на изучение последствий использования уже существующих генно-инженерных или биотехнологических продуктов (т.е. разработать собственный проект в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями), который должен быть рассмотрен Комиссией. Однако его подготовка может помешать качественному анализу проектов, подготовленных исследовательскими коллективами, т.е. главной задаче этой группы участников; поэтому оптимальным являлось бы распределение обязанностей, возможное лишь при большом количестве людей в группе.

Д) Представители религиозных и общественных организаций, эксперты. 
Т.к. эти участники игры осуществляют в ходе заседания Комиссии оценку проектов с разных точек зрения (юридической, экономической, общественно-политической, морально-этической), на проектно-исследовательском этапе им предстоит досконально ознакомиться с реальными позициями моделируемых в ходе игры организаций. Стоит воспользоваться разными печатными и электронными источниками информации. Уже отмечалось, что это достаточно сложные для участников роли, т.к. требуют хорошего владения выбранной ролью и навыков ведения дискуссии в соответствии с ней. Поэтому во время этого этапа игры желательно продумать детально позицию в отношении разных аспектов применения генетической инженерии и биотехнологии, определить наиболее важные последствия, которые могут возникнуть в результате реализации проектов, подготовить вопросы, с которыми организация выйдет на заседание Комиссии по финансированию. Также полезным представляется полезным проведение небольших репетиций, подготовка символики (значки, визитные карточки, бэйджи, элементы одежды), соответствующие роли и делающие ее узнаваемой. Если речь идет о "создаваемой" партии, новой организации, можно подготовить программный документ, манифест партии, продумать ее символику, поместить в игровых средствах массовой информации статью с изложением позиции партии и т.п. 

Е) Представители широкой общественности. 
Индивидуальные участники, которые только в ходе заседания Комиссии по финансированию объявляют свою конкретную роль как потенциальных потребителей биотехнологической и генно-инженерной продукции. Это могут быть: 

  • фермеры, которым предстоит выращивать модифицированные растения, разводить животных; 

  • больные, которым предстоит столкнуться с лекарствами, полученными с помощью биотехнологий; 

  • врачи и фармацевты, рекомендующие пациентам (или администрации учреждений здравоохранения) лекарства биотехнологического происхождения; 

  • обыватели, которым предлагают генетически трансформированные объекты как пищу т.п. 

Как уже говорилось, трудность состоит в том, что "потребителям" сложно заранее выбрать конкретную роль, ее провозглашают непосредственно в ходе заседания, перед началом участия в дискуссии, когда участник представляется и уже с этих позиций задает свой вопрос. Цель участников - представить в обсуждении точку зрения рядового человека, позицию "здравого смысла"; количество зависит от общего числа участников, но не меньше 3-4. Этим участникам может быть предоставлено право заявлять о собственной финансовой поддержке одного из проектов (личные или корпоративные вклады, покупка акций фирмы и т.п.), однако общий объем такого финансирования незначительный. Достаточно интересные роли, т.к. позволяют потребовать от авторов проектов доходчивого разъяснения методов и потенциальных результатов, их безопасности для рядового гражданина. 

Ж) Представители средств массовой информации. 
Функция этой группы участников - освещение в СМИ проектов исследований. Корреспонденты готовят одно или несколько печатных изданий, которые выйдут за 1-2 дня до заседания Комиссии по финансированию; в них могут быть помещены статьи о проектах (как позитивные, "хвалебные", так и негативные, "ругательные"), зарисовки об авторах. В них может размещаться также информация об общественных организациях, их платформах и позиции в отношении биотехнологии и генетической инженерии, программные документы и т.п.; интервью с рядовыми гражданами, представителями "зеленых", членами Комиссии по финансированию, экспертами; цитаты из реальных (бумажных или электронных) периодических изданий. 
Корреспонденты должны помнить, что предоставлять или не предоставлять информацию, и в каком объеме - решают руководители научных групп, исходя из стратегии защиты проектов. Возможно, они сочтут правильным не разглашать заранее идею проекта, рассчитывая произвести эффект на Комиссию, или, наоборот, заранее изложить аргументы против возможных возражений оппонентов, а то и ввести в заблуждение конкурентов, предложив несколько "потенциально перспективных" направлений исследований. Но печатное издание может иметь собственную позицию, в соответствии с которой будет определяться точка зрения редакции на проекты, комментарии к ним. Следует помнить о зрительном ряде издания: корреспондентам стоит подготовить фотографии проектных групп, а также постараться раздобыть изображения, которыми будут украшать презентации авторы проектов (логотипы, иллюстрации возможных объектов исследований и предполагаемых результатов). 
В группе возможно также распределение обязанностей (редактор, корреспонденты текстовые, фотографы, корректоры и художники, осуществляющие верстку и оформление печатного издания). При большом количестве участников или гуманитарной направленности учебного заведения возможен выпуск нескольких печатных изданий разной направленности (научный журнал, научно-популярная рубрика в газете, веб-сайт, "желтая пресса"); при интеграции с информатикой желательно оформление электронного документа в текстовом редакторе и/или создание веб-сайта игры. 
Непосредственно в ходе заседания Комиссии представители СМИ могут только задавать вопросы в ходе обсуждения (впрочем, достаточно весомые, т.к. им могут быть известны, в отличие от других участников, все проекты), поэтому на этом этапе представляется полезным сформировать некоторое количество наиболее важных вопросов, демонстрирующих недостатки (или подчеркивающих достоинства) предлагаемых к защите проектов. 

4. Результирующий этап (заседание Комиссии по финансированию научных разработок).

А) Подготовка к заседанию комиссии.

Необходимые организационные мероприятия, связанные с проведением основного этапа проектно-ролевой игры, уже рассматривались выше. Поэтому остановимся подробнее на деятельности учителя и учеников, непосредственно связанной с самой игрой.
Накануне проведения заседания Комиссии по финансированию учитель проводит организационное совещание с участниками игры, в ходе которого знакомит их с планом проведения занятия, регламентом (временем, которое отводится на презентацию проектов), возможностями технического обеспечения (сведения о необходимости презентационного оборудования для проектно-исследовательских групп желательно собрать предварительно, чтобы на организационном рассказать о реальном положении дел с техническим обеспечением). Оговаривается оформление игрового пространства (таблички для Комиссии и фирм, исследовательских групп; визитные карточки, бэйджи участников; размещение печатных и стенных изданий, газет, электронных изданий). Можно совместить организационное совещание с непосредственной подготовкой помещения и оборудования (средств ТСО, необходимые для презентации проектов: проектор, компьютер, мультимедийный проектор, экран). По возможности совещание лучше провести в том помещении, где будет проходить заседание Комиссии, с размещением участников, технических средств, оформлением игрового пространства и т.п. Благодаря этому участники получат возможность привыкнуть к помещению, войти в роли, освоиться с размещением технических средств и их использованием. Можно также после завершения совещания разрешить группам участников провести репетиции непосредственно в аудитории, где будет проходить игра. 
Учитель, проводящий игру, приглашает на заседание Комиссии администрацию учебного заведения, коллег-предметников, возможно, зрителей. Очень важным, желательным моментом является видеосъемка игрового процесса, которая не только запечатлит "игру как феномен культуры" ([
1], с. 28), но и позволит учителю произвести разбор занятия, оценить деятельность всех участников. Желательно, чтобы видеосъемкой занимался человек, неплохо владеющий видеокамерой, и не входящий в круг участников игры (родитель, специально приглашенный профессионал и т.п.). Полезно ознакомить его с примерным сценарием игры, наиболее важными моментами.
Непосредственно перед началом заседания участники проектно-исследовательских групп, природоохранных и других организаций готовят свои презентационные материалы (буклеты, презентации на компьютере, эмблемы и сувениры участникам заседания), еще раз проверяют работу оборудования (проектор, компьютер, мультимедийный проектор). Окончательно оформляется игровое пространство, участники используют игровую атрибутику (таблички с ролями, бэйджи, символику партий и движений).

Б) Заседание Комиссии по финансированию научных разработок.

Занятие начинается с того, что ведущий занятие человек (проще, если это сам учитель, но возможно и приглашение стороннего ведущего) приглашает всех участников занять свои места (напомним: зрители, даже неподготовленные, также являются участниками заседания Комиссии). Он и дальше руководит ходом занятия ("со стороны" или как один из членов Комиссии по финансированию). 
В начале заседания руководители проектно-исследовательских групп подают заявки на финансирование и бюджеты проектов в Комиссию, после чего начинается заслушивание и защита самих проектов. Поочередно слово предоставляется каждой из исследовательских групп, фирм; их представители (авторы проектов) выступают с презентациями проектов (продолжительность выступления зависит от количества групп и определяется учителем, обычно 5-7, не более 10 минут). После завершения презентации первой группы члены Комиссии предлагают задать вопросы авторам проекта а) представителям других фирм, б) представителям "зеленых", в) членам общественно-политических организаций, г) представителям общественности, а потом задают свои вопросы (последовательность предоставления права задать вопрос должна быть именно такой, как указано; члены Комиссии должны задавать вопросы авторам проектов). сами отвечают на вопросы оппонентов и авторов других проектов. После этого слово предоставляется следующей группе, и процедура защиты проекта повторяется. После завершения защиты всех проектов проводится итоговое обсуждение. Обязательно предоставляется слово "зеленым" для общей оценки экологических последствий предлагаемых проектов (которая является значимой, но не обязательной для Комиссии). Могут также высказаться другие оппоненты (представители религиозных, общественно-политических организаций, фермеров, работников здравоохранения и т.п.), которые указывают на достоинства и недостатки обсуждаемых проектов. Предоставляется слово экспертам (экономистам и юристам), приглашенным научным консультантам, их мнение также значимо для Комиссии. После этого Комиссия принимает окончательное решение о финансировании проектов и с краткой характеристикой каждого из проектов сообщает о своем решении (не финансировать вообще; финансировать частично, с указанием процента от запрашиваемой суммы и направлений деятельности, подпадающих под финансирование; финансировать полностью). Решение Комиссии является окончательным, обсуждению и изменению не подлежит; с его оглашением заканчивается результирующий этап игры.
По материалам заседания Комиссии корреспонденты СМИ могут подготовить экспресс-выпуск своего печатного или другого издания с репортажем о заседании Комиссии по финансированию и его итогами.
В ходе заседания Комиссии учитель фиксирует в бланке или в произвольной форме деятельность участников игры, конспектирует наиболее важные и удачные моменты, а также готовится к оцениванию (в т.ч. и в баллах) работы учеников. По активности и компетентности в вопросах в сочетании с общим итоговым решением будет оцениваться работа членов Комиссии, представители общественности, природоохранных и прочих организаций, эксперты также оцениваются по компетентности, проявившейся в вопросах и комментариях, и общей полезной активности. Авторы проектов получают итоговую оценку, которая складывается из оценки проекта и его защиты. Индивидуализация оценок, их уточнение и объявление проводится на следующий день.

5. Этап обсуждения и оценивания.

Желательно, чтобы во время заседания Комиссии учитель, ведущий игру, (либо приглашенный для этой цели коллега-биолог) конспектировал отдельный элементы выступления всех участников в заранее подготовленную форму. Эффективнее, если функции ведения игры будут перепоручены ведущему (подготовленному ученику, приглашенному специалисту), а учитель сможет сосредоточиться на анализе деятельности учащихся.
Если во время заседания Комиссии велась видеосъемка, желательно перед подведением итогов просмотреть запись, а если позволяет время и опыт, отредактировать ее. Готовую видеозапись желательно сохранить (а при возможности - оцифрить и записать на компакт-диск). Фрагменты ее можно использовать как в итоговом видеофильме о классе на выпускном вечере, так и для просмотра на встречах выпускников в будущем.
Разбор занятия учитель проводит в обычном классе (или классе со стационарным видеомагнитофоном). Ученики занимают свои обычные места (не по группам). Начинается занятие с просмотра фрагментов видеозаписи, которые учитель комментирует, внося свои оценки и замечания. После этого может быть проведена подготовительная работа по оценке индивидуального вклада участников групповой деятельности в общий результат: на небольших листочках ученики записывают состав своей группы, подчеркнув фамилию руководителя и отметив галочкой свою фамилию, а потом записывают против каждой фамилии вклад (в процентах) каждого в общий результат, и сдают учителю. К этому моменту работа каждого из индивидуальных участников и общая работа групп уже оценены учителем; пересчет индивидуальных баллов в каждой из групп потребует некоторого времени (минут 15-20), пока учитель занят этим, ученики имеют возможность еще раз посмотреть наиболее интересные моменты игры. Принципы расчета индивидуального коэффициента участия подробно рассмотрены в статье.
Подводя итоги, учитель объявляет оценки за работу (возможно выставление нескольких оценок одному участнику, добавление призовых баллов за особенно удачные вопросы, замечания и комментарии и другие форму корректировки "сырых" баллов, важно только, чтобы они были понятны для участников и хорошо мотивированы). 
На этом игра заканчивается, но, как писал Й. Хёйзинга, "она остается в памяти как некое духовное творение или духовная ценность, передается от одних к другим и может быть повторена в любое время" ([
1], с. 28).