Навигация

Палеонтологический конструктор

Главная
Об авторе
     Урочное:
Биология + компьютер:
         полные уроки по типам
Компьютерные программы
         на уроках
 Биософт                 Планшет
 Учебные рисунки и
           карикатуры
 Фотографии           Проекты
 Художественная
         литература на уроке
 Наглядные пособия
 Олимпиадное
 Книги и статьи
 ''Биология-10'':
         попытка учебника
 ''Игра и биология''
 ''Информационная
       культура и/или компьютер
       на уроках биологии''
 ИУМК ''Экология.          Конструирование
         биосферы''
 Проектно-ролевая игра
         ''Генная инженерия''
 ''Библейская генетика''
 Рабочие тетради
         по общей биологии
 Педагогическое
 Блог

Очень редко палеонтологам удается обнаружить в геологических напластованиях целые скелеты ископаемых организмов (а еще реже - целые организмы - подумайте, в каких условиях можно обнаружить целые тела древних организмов; ответ тут). Поэтому скелет, изображенный на фотографии слева - результат скрупулезного труда многих ученых. Столь же непростым является воссоздание по скелету внешнего вида животного (вспомните из курса "Биология человека", какие особенности развития костно-мышечного аппарата делают это возможным).

В предлагаемом задании Вам предстоит попробовать себя и в роли палеонтолога, собирающего целый скелет из разрозненного набора костей, и в роли эволюционного морфолога, восстанавливающего внешний облик ископаемого организма. 

В окне, которое раскрывается после нажатия кнопки "Открыть окно", Вы найдете набор костей, принадлежавших одному ископаемому ящеру. 

Попробуйте, "перетаскивая" (Drag-and-Drop) при помощи левой кнопки мыши, собрать целый скелет. Помните, что кости на рисунке могут накладываться друг на друга. 
Когда операция будет закончена и скелет собран, скопируйте изображение на экране в буфер обмена (кнопка PrintScreen), откройте любой графический редактор (достаточно Paint: Пуск - Программы - Стандартные - Paint) и вставьте изображение из буфера обмена. При помощи карандаша попробуйте восстановить внешний вид животного (сохраните полученный рисунок на жестком диске в папке по собственному усмотрению или указанию учителя). 

    

Опишите среду обитания животного, способ питания и передвижения. Предположите, с какими проблемами в локомоции это животное могло сталкиваться и почему.
(Сходные проблемы возникали и у другого ископаемого организма - птерозавра. Если вы хотите посмотреть, как эти проблемы решались, а организм - двигался, посмотрите на следующую страницу.)
 

Другой – объемный – набор костей для распечатки и сборки можно скачать отсюда, получается весьма красиво (если распечатать на плотной бумаге). Схему для складывания ящера-оригами см. на следующей странице.
 

UPD. 10.10.2011. Давеча в "Ашане" появились китайские игрушки с наборами костей разных динозавров. Наконец-то 2D-идея обрел, пусть простенькую, но 3D-реализацию. Есть и набор на близкую тему (последнее фото)

И, наконец, динозавры из LEGO (LEGOзавры): самые разные - от очень простых (по мотивам "Парка Юрского периода"), сложнее - Mauricio Vollu из Бразилии, и до исключительно сложных (два последних - Robo-Rex и трицератопс Pokey - сотворены Bolt of Blue по заказу German Saturn Commercial). Источники: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Справа - скелет T. rex под LEGO-городом (отсюда).

В лекции 3 курса "Информационная культура и/или компьютер на уроке биологии", посвященной математическим задачам и Excel, приводится набор признаков «хорошей» математико-биологической задачи ("имеет оригинальную, интригующую, «цепляющую» форму предъявления; предполагает развитие нескольких разных навыков и приемов интеллектуального труда; для решения надо найти и применить нетривиальный алгоритм (задача не решается «по образцу»); не противоречит биологической сути процесса (явления); биологическая суть «вплетена» в ткань задачи" и др.). Какие из приведенных выше моделей, как LEGO, так и других – "хорошие"? По каким критериям?