Виртуальные лабораторные работы в преподавании естественных наук

Тезисы выступления на XIV Международной конференции-выставке "Информационные технологии в образовании-2004", секция "ИТ в преподавании естественных наук"

Аннотация
Эффективность использования в учебном процессе общеобразовательной школы виртуальных лабораторных работ, представленных в педагогических программных продуктах разных производителей и на образовательных сайтах Интернет, зависит как от концептуальных моделей обучения, заложенных разработчиками, так и от авторского почерка использующего их учителя.


 

 

 

 

 

Распространение информационных технологий позволило компьютеру как техническому средству обучения заменить в школе кино- и диапроектор, магнитофон, проигрыватель, кодоскоп. Виртуальные лабораторные работы являются своеобразной аналогией, если не возможной заменой, лабораторного оборудования школьных предметных кабинетов. Однако их реальное место в учебном процессе еще предстоит определить.

Виртуальные практикумы, представленные в образовательных программных продуктах («Физика-7, 8», «Химия-8», разработанные департаментом «КМ Софт» компании «Квазар-Микро Техно»; «Открытая Физика 2.5» и другие продукты ООО ФИЗИКОН) и на порталах Интернет [1], можно классифицировать по ряду признаков:

  • o среда разработки, в которой выполнены модели;
  • o реалистичность виртуальных лабораторий;
  • o способ взаимодействия с моделью (характер интерактивности);
  • o очевидность математической (физической, другой) основы моделирования объекта или явления;
  • o наличие автоматической проверки полученных результатов и др.

Эти характеристики определяются многими показателями, среди которых как чисто технические (платформа создаваемых курсов, средства реализации), так и концептуальные, обусловленные моделями обучения, положенными в основу создаваемых курсов.

В основу классификации в системе отношений «учитель - виртуальная лаборатория - ученик» можно положить характер модели (терминология позаимствована из химического анализа), который во многом определяет подходы к использованию:

  • Качественная – явление или опыт, обычно сложные или невыполнимые в условиях учебного заведения, последовательно воспроизводится на экране при управлении пользователем (от анимации или видео отличается использованием элементов управления, что приближает к интерактивному видео).
  • Полуколичественная – в виртуальной лаборатории моделируется опыт, и изменение отдельных характеристик (например, положение ползунка реостата в электрической цепи) вызывает изменения в работе установки, схемы, устройства (к этому типу относятся также имитационные стенды [2], на которых нужно предварительно «собрать» установку или схему).
  • Количественная (параметрическая) – в модели численно заданные параметры изменяют зависящие от них характеристики или моделируют явления (ввод значений скорости и направления движения тела позволяет получить график с траекторией и рядом рассчитанных характеристик).

Приведенная выше классификация влияет и на урочное использование виртуальных лабораторных работ по отношению к реальным:

  • Демонстрационное (перед реальной работой) использование: показать фронтально, с большого экрана или через мультимедийный проектор последовательность действий реальной работы; предпочтительны реалистичные качественные и полуколичественные модели.
  • Обобщающее (после реальной работы) использование: фронтальный режим (демонстрация, уточнение вопросов, формулирование выводов и закрепление рассмотренного) или индивидуальный (математическая сторона экспериментов, анализ графиков и цифровых значений, изучение модели как способа отражения и представления реальности; предпочтительны количественные, параметрические модели).
  • Экспериментальное (вместо реальной работы) использование: индивидуальное (в малых группах) выполнение заданий в виртуальной лаборатории без выполнения реальной работы, компьютерный эксперимент. Может выполняться как с реалистичными полуколичественными 3D-моделями, так и с параметрическими.

Особенность большинства виртуальных лабораторных работ состоит в том, что на них отрабатываются не те умения и навыки, что в реальных работах. Например, если такие из умений курса физики [3], как объяснять физические явления, применять законы физики для анализа процессов на качественном и расчетном уровнях, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком, диаграммой, схемой и т. п., в виртуальных лабораторных работах отрабатываются, то умение измерять физические величины, а зачастую и проводить расчеты, используя сведения, получаемые из графиков, таблиц, схем, наиболее типичные для реальных работ, редки в компьютерных. В этой связи представляют интерес реалистичные полуколичественные модели, представленные в новых продуктах «КМ Софт», которые позволяют отрабатывать навыки экспериментальной работы. Кроме того, в них реализована вариабельность проведения опытов и получаемых значений, что увеличивает эффективность использования модели при сетевой работе в компьютерном классе.
Назрела необходимость существенного развития методики применения работ разных типов, «перехода от иллюстративно-объяснительной функции к инструментально-деятельностной и поисковой методике, способствующей развитию критического мышления, выработке навыков и умений практического использования получаемой информации» [4].
Потенциал такого применения виртуальных практикумов высок. Исследование полуколичественной модели (и количественной, параметрической с неявной математической основой) представляет собой нетривиальную задачу, в которую вовлекаются разнообразные умения: планировать эксперимент, выдвигать или выбирать наиболее разумные гипотезы о связи… величин (отмеченное курсивом – цит. по [3]), явлений, свойств, параметров, делать выводы на основе экспериментальных данных, формулировать задачи.
Особенно важным и целесообразным является умение указывать границы (область, условия) применимости научных моделей…, включая изучение того, какие аспекты реального явления компьютерная модель воспроизводит удачно, а какие оказываются за гранью моделируемого.
Эффективность применения компьютерных моделей на уроках определяется также стилем, авторским почерком, нетривиальностью педагогического мышления применяющего их учителя, его готовностью к инновационной деятельности, индивидуализации и дифференциации обучения. Конечно, есть группы обучаемых, заданные внешней дифференциацией (например, обучающиеся на дому или экстерном, дистанционно, дети с особыми потребностями), для которых лабораторные работы в компьютерном курсе могут быть очень удачным (иногда – единственно возможным) решением. Но требуют разработки приемы направленного применения таких работ как с учетом специфики классного коллектива, так и по месту в изучаемом курсе.
От ставшей очевидной тенденции близкого сотрудничества софтверных компаний, производящих педагогические программные продукты, с учителями-практиками можно ожидать новых интересных решений. Ведь реализация творческого потенциала учителя, использующего информационные технологии в преподавании, возможна лишь при наличии адекватного инструментария, над разработкой которого работает “КМ Софт”. Он составляет основу новых образовательных продуктов (электронных учебников «Физика-7», «Физика-8», «Химия-8», «Биология-10», ряда предметных мультимедийных библиотек), созданных совместно с педагогами средней и высшей школы Украины.

Список литературы:
1. Crocodile, Biointeractive Virtual Labs, GenLab, демонстрации и лабораторные работы по физике и др.
2. Нуждин В. Н., Кадамцева Г. Г., Пантелеев Е. Р., Тихонов А. И. Стратегия и тактика управления качеством образования - Иваново: 2003
3. Спецификация экзаменационной работы по физике для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы, ЕГЭ, 2003г. (цит. по http://method.novgorod.rcde.ru/item.asp?id=500000204)
4. Стародубцев В. А., Федоров А. Ф. Инновационная роль виртуальных лабораторных работ и компьютерных практикумов // Всероссийская конференция 'ЕОИС-2003'